Путеводитель по достопримечательностям Вены
Cтолица некогда могущественной империи, Вена превратилась в мирный и уютный главный город нейтральной Австрии, на улицах которого туристы найдут прекрасный коктейль, приготовленный из различных архитектурных стилей и форм, патриархального спокойствия и современной активной суеты. Именно этот контраст, как заявляют люди, побывавшие ранее в Вене, и оставляет самое неизгладимое впечатление на туристов, впервые ступивших на эту древнюю землю.
Не зря многие путеводители, характеризуя Вену, обращают особое внимание на ее уникальность и самобытную историю.
Многие политики считают, что этот город является своеобразным «рубиконом», разделяющим Европу на Западную и Восточную ее части. Кроме того, так уж случилось, что Вена является самым срединным звеном, соединяющим Северную и Южную Европы.
И город, который благодаря своему уникальному географическому положению, является многонациональным, тому самое лучше подтверждение. Праздный турист, который, просто ради любопытства, откроет телефонный справочник Вены, будет поражен обилием в нем славянских и венгерских фамилий.
Даже всемирно известный венский диалект, на котором разговаривают жители столицы Австрии, густо замешан на типичных итальянских, польских и венгерских словах. Даже сейчас Вена играет значительную роль в решении проблемы взаимопонимания между восточным и западным менталитетом жителей Европы. Известно, что на ее территории расположена третья резиденция Организации объединенных наций.
Город седой истории
Еще в доисторические времена, на нынешнем месте расположения Вены, находилось поселение древних кельтов. В начале нашего тысячелетия, на эти земли пришли талантливые архитекторы и воины – римляне, которые заложили тут крепость, которая располагалась, на одном берегу полноводного Дуная. Официальные упоминания о Вене датируются 9-10 веком н.э., а уже в 12 столетии она становится резиденцией австрийских владык.
Современная столица Австрии пережила множество лихих времен. В 16 и 17 веках, ее крепостные стены безуспешно пытались преодолеть турецкие янычары, в начале 19-го века, по ее улицам грохотали сапоги наполеоновской гвардии, в 1938 году она, в составе всего австрийского государства, была насильно присоединена к Германии, и освобождена Красной Армией только в апреле 1945 года.
Интересно, что практически до середины 19-го века Вена так и оставалась городом-крепостью, постройки которой были обнесены высокой внешней защитной стеной. Следующая фортификационная стена, чуть ниже по высоте, проходила по городским предместьям, и каждый, кто хотел проехать внутрь с приобретенными снаружи товарами, вынужден был платить налог в бюджет города.
В том же 19-м веке, вместо наружной стены возник красавец бульвар Ринг, а вторую стену обозначила линия городского метро. Долгие века Вена считалась городом немного замкнутым в себе, закрытым от внешних ветров и потрясений и, в некотором роде, самодостаточным. Теперь же, столица некогда могущественной империи, Вена превратилась в мирный и уютный главный город нейтральной Австрии, на улицах которого туристы найдут прекрасный коктейль, приготовленный из различных архитектурных стилей и форм, патриархального спокойствия и современной активной суеты. Именно этот контраст, как заявляют люди, побывавшие ранее в Вене, и оставляет самое неизгладимое впечатление на туристов, впервые ступивших на эту древнюю землю.
Вена Туристическая
Для туриста, прибывшего в Вену впервые, все основные достопримечательности города, которые обязательно надо посетить, расположены в районе старого города (его еще называют Первый район). Этот район, сам по себе небольшой, как обручем охвачен очаровательным кольцом зеленых бульваров, носящих название Ринг. Именно тут расположены главные музеи австрийской столицы, и даже целый Музейный квартал.
За кольцом Ринга, любознательного туриста радушно встретят живописные улочки районов, построенных в 19-20 веках. Туда стоит попасть, даже если вы просто хотите спокойно прогуляться и надышаться атмосферой Вены. Впрочем, есть еще некоторые места, которые обязательны к посещению. Например, в южной части жилых районов, охваченных следующим кольцом Гюртель (оно совпадает с линией венского наземного метро), расположен дворец Бельведер. На востоке вас, наверняка, заинтересуют дома Витгенштейна. Для любителей активной клубной и ночной жизни будет небезынтересно посетить район Сецессиона на западе. Музей Фрейда и еще нескольких необычных выставочных залов распахнут вам свои двери на севере. Все запросы и самые причудливые интересы будут удовлетворены.
Ну, а самые неутомимые, которые решаться пересечь линию Гюртель – окажутся на городских окраинах, где к их вниманию представлены Шенбруннский дворец и Венский лес, воспетый в своих произведениях известными поэтами и музыкантами.
Старый город
Как мы уже заметили, старый город охвачен с трех сторон бульварами Ринг, а с четвертой подпирается Дунайским каналом. Сам район невелик, и по его мощеным камнем старинным улочкам надо прогуливаться не спеша, вдыхая полной грудью аромат истории. Старый город можно условно разделить на четыре части. В центре его находится площадь Штефанплатц. В его левой нижней части, которая простирается в сторону резиденции императоров Хофбург, находится район фешенебельных магазинов и непрерывно мечущихся со стороны в сторону туристов. В этом районе улиц Грабен, Кольмаркт, Кертнерштрассе очень мало заведений общественного питания.
Самая старая и исторически значимая часть старого города находится в его левой верхней стороне (Фрайунг, Ам-Хоф и Хоер-Маркт). Однако, как ни странно, туристов здесь не так уж и много. Правый верхний район, так называемый «бермудский треугольник», расположенный вокруг Рупрехтскирхе и улицы Фляйшмаркт, наверняка понравится любителям «свободного плавания» по ночным барам и дискотекам.
А район, расположенный в правом нижнем углу, восточнее Кертнерштрассе, ничем особенным не выделяется, разве только почти полным отсутствием туристов. Зато в нем полно уютных ресторанчиков и фешенебельных бутиков.
Штефанплатц и собор Святого Стефана
Площадь, которая окружает собор святого Штефана, называется Штефанплатц. Ее без преувеличения можно назвать центром праздной Вены. На ней всегда многолюдно и трудно пройти из-за обилия различных шарманщиков, уличных фокусников, актеров, изображающих живые статуи, туристов со всех сторон света, да и просто, без дела слоняющихся венцев.
Самый ранний собор Святого Стефана был возведен еще в 13 веке в присущем тому времени романском стиле. Однако в 14 веке честолюбивый и деятельный герцог Рудольф IV приказал перестроить его в более прогрессивном готическом образе. Соперничая в те времена с Прагой, неутомимый герцог смог обеспечить Вену обязательными на то время атрибутами европейской столицы – университетом и великолепным храмом.
Сам собор был построен в достаточно быстром для тех времен темпе – всего за несколько столетий. Однако из-за режима экономии, одна из его башен так и не была достроена, что придает нынешнему виду собора некоторую асимметричность, но и, в то же время, необычность.
Еще больше экзотики прибавляют ворота, которые, как и стоящие, по их обоим бокам Языческие башни, выполнены в типичном романском стиле с большим количеством каменных зверей и разнообразных ползучих гадов. Забавно, но если посмотреть в оптику на эти самые башни, то под часами на них размещены каменные изваяния мужских и женских половых органов.
Как обычно, туристов всегда неудержимо тянет подняться на самые высокие точки данного сооружения: южную башню Штеффль или северную Пуммерин, для того, чтобы с 137-метровой выси ощутить дух собора. Однако смею вас заверить, что настоящие тайны собора находятся гораздо ниже, — в его подземельях. Тут, традиционно, долгое время хоронили умерших венских жителей, что в наше время придает храму некоторый мистический смысл.
Грабен, Кольмаркт, Кертнерштрассе
Эти старинные улицы Вены всегда были символом торговых точек, магазинов, производящих в своем роде уникальный, штучный товар. Как ни странно, но механизация в столице Австрии долгое время не приживалась. Даже австрийский изобретатель первой в мире швейной машинки умер тут непризнанным, в полной нищете. Даже в начале 20 века в Вене, в основном, вручную шили вещи и обувь. Понятно, что эти вещи отличались повышенной прочностью и качеством, но никак не модной актуальностью. Со временем, этот район избрали для своих резиденций известные мировые одежные бренды.
Однако единственное, куда глобалисты не смогли внедриться, так это в область производства кулинарных продуктов: известные венские пирожные и конфеты, которые по традиции изготавливаются вручную. Вскоре, правда, на Кертнерштрассе, к ужасу коренных венцев, откроется американская кофейня типа "Макдоналдс" Starbucks. Но зато продолжают активно сражаться за свой фирменный почерк кондитерская Lehmann, магазин шоколада Altmann & Kühne, деликатесные изделия Meinl, расположенные на Грабене. Не сдается знаменитая кондитерская Demel на улице Кольмаркт. Эта кондитерская до сих пор удивляет своих посетителей кулинарными новинками, вроде лепестков фиалок в сахаре и прочих необычных кулинарных творений. Кстати, в этой кондитерской существует строгий запрет на фотографирование своей продукции.
Выходя с Штефанплатц на широкую улицу Грабен, вы не сможете пройти мимо выдающегося здания Haas-Haus, которое было построено не так давно талантливым австрийским архитектором Хансом Холляйном. Для того чтобы понять и прочувствовать всю архитектурную мощь этого современного здания из стекла и бетона, надо обойти его, как минимум, с трех сторон. Это здание вместе с находящимся неподалеку от него сооружением на Михаэлерплац, скандально известным домом Адольфа Лооса, составляют неповторимую архитектурную композицию. Именно их новаторские архитектурные формы буквально разорвали классический патриархальный облик района.
Кроме того, на Грабене присутствует еще несколько достаточно известных сооружений. Это, например, знаменитая Чумная колонна, выполненная в стиле барокко. Эта колонна воздвигнута благодарными венцами, как символ победы над бубонной чумой, собравшей свой страшный урожай во второй половине 17-го века.
Немного пройдя вперед от Грабена, можно увидеть еще одну достопримечательность, выполненную в том же барочном стиле. Это поражающая воображение Петерскирхе, которая была возведена в начале 18 века Гильдебрандтом Иоганном Лукасом. Присущий стилю барокко воздушный и устремленный вдаль облик собора просто завораживает воображение туристов.
От Грабена по направлению к Хофбургу отходит несколько очаровательных улочек, самая тихая из которых — спокойная Доротеергассе, которая славится во всем мире своими эксклюзивными антикварными магазинами и аукционом. Однако данный аукцион по карману только достаточно состоятельным людям.
На этой улице расположен знаменитый Еврейский музей Вены. Примечательно, что этот музей, открытый только в 1996 году, создан в довольно современном стиле и не ставит перед собой цели запугать посетителя фактами из жизни древнего многострадального народа, а скорее создать соответствующую атмосферу понимания и сочувствия.
На многих домах, расположенных на улице Кольмаркт, находятся торговые точки, которые долгое время традиционно занимали поставщики двора венценосных особ, про что до сих пор свидетельствуют буквы «k.u.k», размещенные на их вывесках. И это не удивительно, так как Кольмаркт прямиком ведет в резиденцию австрийских императоров.
Кольмарк плавно втекает на площадь Михаэлерплац, где возведено знаменитое сооружение – Дом Лооса. Это здание было построено в самом начале прошлого века и находилось прямо напротив дворца кайзера Франца-Иосифа. По воспоминаниям современников, император всегда наглухо задергивал на окнах шторы, чтобы лишний раз его венценосный взгляд не падал на «дом без бровей», которым он именовал Дом Лооса за отсутствие типичных для того времени украшений над оконными проемами.
Сегодня, как заметили остроумные венцы, «дом без бровей» приобрел характерные «мешки под глазами», которые подарили ему цветочные горшки, украшенные различными цветами, которые несколько оттеняют эффектные элементы декора здания в виде мраморных плит, а также богатой внутренней отделки.
На этой же площади Михаэлерплац расположен выдающийся храм Святого Михаила, а ныне скульптурный музей и концертный зал, в котором можно услышать уникальный по звучанию орган. Этот храм славится своим неповторимым алтарем, на котором находится изящный рельеф 13-го века «Падение ангелов». Приятно, что всю эту красоту можно разглядеть с достаточно близкого расстояния, так как если бы церковь не получила статус музея, то зайти в алтарное помещение вам бы никто не позволил.
На улице Кертнерштрассе, которая на сегодняшний день является тихой, пешеходной зоной, кроме точек головокружительного шопинга, можно обратить свое внимание на церковь Мальтийского ордена, в которой покоятся останки Жана де ла Валетта, который прославился беспримерным героизмом при защите острова Мальта от турецких завоевателей в 1565 году.
Ам-Хоф, Хоер-Маркт, Фрайунг
Именно здесь в давние времена и начиналась старинная крепость римских легионеров, которая послужила основой города Вены. Центральная площадь района Хоер-Маркт, хоть на сегодняшний день и не является сильно привлекательной (она достаточно пострадала во время бомбежек прошлой мировой войны), но в ее запруженных автомобилями недрах можно рассмотреть древние руины первых римских построек.
Коренных венцев площадь привлекает тем, что на ней можно купить самые вкусные на весь город горячие сосиски. А туристы толпятся, в основном, только для того, чтобы посмотреть на знаменитые Анкер-часы, построенные тут еще в 1914 году. Каждый час из ворот башни выезжает позолоченная фигурка какого-либо австрийского императора. Зато ровно в полдень они устраивают парад, в течение 10 минут медленно проплывая перед изумленными зрителями.
От площади в сторону ответвляется старинная дорога Випплингерштрассе, вымощенная еще римлянами. Если проследовать по ней, то можно выйти прямо к храму Мария-ам-Гештаде, который станет настоящей находкой для любителей готического стиля в архитектуре. И это не случайно. Дело в том, что задание подверглось тщательной реконструкции в 19 веке, когда в готике неплохо разбирались архитекторы и активно применяли свои знания на практике. Самый эффектный вид на эту старинную постройку открывается с улицы Тифер-Грабен, которая была проложена на месте протекания пересохшей древней реки.
Во дворе старинной ратуши, лежащей на Випплингерштрассе, можно насладиться видом фонтана Андромеды. Не бойтесь миновать его: необычный для фонтанов звук воды, как бы льющейся в пустое металлическое ведро, приведет вас прямо к цели. На красивой и немного покатой площади под названием Фрайунг можно увидеть фонтан 19 века, Шотландский монастырь и достаточно солидный выставочный зал Кунстфорум.
Однако подлинной изюминкой района является целая череда дворцов, внутренние дворики каждого из которых обязательно содержат уютный, изысканный и чрезвычайно дорогой ресторанчик. Дело в том, что венский аристократический круг содержит не более 70 известных дворянских фамилий, которые веками роднились только между собой и предпочитали жить именно в этом районе.
Автор Сергей Закко специально для www.goodtourist.ru