Отель де Вилль. Гревская площадь — старейшее место Парижа.
С давних времен принято считать самым старым местом Парижа (да и Парижа ли тогда? Лютеции) остров Сите и прилегающую к нему территорию. Логично предположить, что самой старой площадью Парижа является площадь Отель де Виль, более известная истории как Гревская.
С истории, пожалуй, и начнем...
С истории, пожалуй, и начнем...
Статья
Фотографии 6
Карта
Справка
Комментарии
С давних времен принято считать самым старым местом Парижа (да и Парижа ли тогда? Лютеции) остров Сите и прилегающую к нему территорию. Логично предположить, что самой старой площадью Парижа является площадь Отель де Виль, более известная истории как Гревская.
С истории, пожалуй, и начнём. Откуда взялось такое название? Тут мнения историков разнятся. Есть две версии, а правдивы, скорее всего, обе. Первая – «la greve» означает с французского «песчаный берег». Когда на заре становления города здесь все начиналось и площадь то выглядела как обыкновенный песчаный берег. Вторая и более поздняя — "«aire la greve» – с французского же – «бастовать». Долгое время площадь была пристаницем нерабочего люда, который и приходил сюда, чтобы забастовками выскаать свое несогласие. Но обо всем по порядку...
Когда население Лютеция перестало помещаться на острове по середине Сены, поселенцы решили осваивать и прилегающие территории. Так начинается миграция с Сите на оба берега Сены. Сначала здесь была просто пристань. После возник настоящий порт Port de Greve, то есть Порт Песчаного берега. Так Париж из города, стоящего на реке перерос в город, по которому протекает река. Что дала Парижу Сена в то время сложно даже перечислить. Практически ВСЁ. Главная торговая артерия растущего Парижа снабжала город и провиантом, и чистой водой, да и торговцами-маркетантами, привозящими сюда заморские диковинки. Возникает гильдия купцов (некоторые историки спорят и дают иное название – гильдия навигаторов). Динамично развивающаяся, на определенном этапе становится самой серьезной и весомой экономической силой в городе. Дошло до того, что печать и девиз гильдии впоследствии вошли в герб Парижа. Тот самый кораблик на волнах и "Fluctuat nес mergitur", что в вольном переводе с латыни «Нас качает, а мы не тонем».
К купцам мы еще вернемся, но нужно понимать, что песчаный берег перестает быть просто берегом. Место становится все более популярным. Тогда же возникает и причина для второго толкования термина «Гревская».
Берег разбивается на две части. Нижняя – порт на Сене. Верхняя – небольшая площадка (в разы меньше нынешней), где собираются люди, по разным причинам не довольные какими-то жизненными аспектами. Кто-то лишился работы, иные требуют справедливости, третьи просто ищут лучшей жизни. Все вместе бастуют. Вот и появляется "faire la greve" – место, где бастуют.
Но город продолжает расти. Его не сдерживают больше оковы маленького острова, и Париж увеличивается настоящими «скачками». Через совсем невыразительный по меркам истории период времени оказывается, что Гревская площадь — чуть ли не центр тогдашнего Парижа. И, если до XIII века Париж управляется наместниками короля, то после правление переходит к гильдиям. Самая «сильная», как мы помним, купеческая, решила не уходить далеко от своей истории в буквальном и переносном смысле, и строит здесь же, на берегу, недалеко от старого порта, первое здание для городского управления. Впоследствии переросшее в городскую ратушу.
А на площади перед ратушей происходит большинство более-менее крупных городских событий. Чего только не видал песчаный берег – и ярмарки, и народные гулянья, и казни, и торжество веры и много еще всякого разного. Но запомнилась именно черная страница. Более 5 веков Гревская площадь была главным местом казни во французской столице. С 1310 по 1830 здесь четвертовали, сжигали, рубили головы. А как разнообразно это было организовано – сословный фактор играл главную роль. Так, аристократа могли лишить жизни лишь путем отсечения головы, еретикам, естественно, был подготовлен очистительный костер, убийц колесовали, простой люд ожидала лишь висельница.
Но французы бы не были французами, если бы и здесь не стремились к непрерывному прогрессу. В 1792 году именно здесь поставили первую во Франции гильотину. Закон, принятый годом ранее, предполагал вначале ее использование для казни уголовных преступников. Впоследствии она заменила все иные способы. Этот зрелищный и жестокий способ просуществовал без малого 200 лет: вплоть до отмены в 1981 году.
Интересна история создания этого устройства. Придуманная далеко не французами (известна в континентальной Европе еще за столетие до официальной демонстрации в Париже), гильотина, тем не менее, стала орудием смерти именно здесь, во Франции. Якобы изобрел ее некто Жозеф Гильотен – врач, предложивший ее повседневное использование. Впоследствии выяснилось, что Гильотен собственно только и внес данное предложение. Настоящим отцом гильотины был доктор Луи, и называли ее вначале иначе – Луизетта. Как написал впоследствии Гюго: "Есть на свете несчастливые люди. Христофор Колумб не мог дать своего имени открытому им материку, Гильотен не мог отделить своего от изобретенной им машины".
Но вернемся к нашей площади. Современное название Гревской площади – Отель де Билль или площадь Ратуши. Первое здание, выполняющее роль ратуши, появилось здесь еще вначале XIV века. Вспомним, в то время управление городом пребывало в руках гильдии купцов-навигаторов. В 1357 году городское управление размещено в «Доме с коньком» — такое название носила постройка на этом месте. С инициативой выступил глава тогдашней гильдии купцов Этьен Марсель, впоследствии увековеченный в виде конной статуи на Отель де Билль. Следует отметить, что переезжать в уже существующее здание (сколь роскошным бы оно не было) по тем временам было не солидно – и по прошествии нескольких десятилетий здесь строят новое здание мерии по проекту итальянского архитектора Доменико ли Кортоне. Выбор архитектурного стиля был легко прогнозируемым: итальянское Возрождение. И столь же прогнозируемой оказалась последующая реакция на проект со стороны заказчиков-купцов, ведь Франция в то время просто «болела» готикой и здание городского муниципалитета было обязано быть уж если не чисто готическим, то, по меньшей мере, соответствующим этому стилю. Немалое влияние на это мнение оказал и стоящий невдалеке Собор Парижской Богоматери – жемчужина и эталон французской готики. Так автором второго проекта становится уже француз Пьер Шамбиж, и с 1533 года начинается строительство новой городской мерии. Что получилось в результате этого архитектурного компромисса, мы можем приблизительно видеть сейчас, ведь здание 16-го века не сохранилось. 1871 год вообще многое изменил в облике Франции и в частности в лице Парижа: в первую же неделю Кровавой Коммуны здание было сожжено.
Отель де Вилль на Гревской площади. Париж
Посмотреть другие фото к статье »
Как в свое время был заброшен полуразрушенный и оскверненный НотрДам, так и руины ратуши на Гревской площади долгое время стояли нетронутыми. Была выдвинута даже идея так и оставить это место в назидание будущим революционерам и в память об ужасе кровавой Коммуны. Но расположение уж больно хорошее и Ратушу начали восстанавливать. Архитекторам удалось достаточно детально повторить тот уникальный сплав итальянского Возрождения и французской готики, возникший здесь еще почти пять столетий тому. Парижская мерия по праву считается самым украшенным местом в городе: в нишах здания установлено более 100 статуй известных политических и культурных деятелей Франции. Там же аллегорические изображения добродетелей и грехов, символика многих крупных французских городов.
Сегодня площадь Отель де Вилль одно из популярных мест города. И причин тому множество. Это и один из основных туристических маршрутов, начинающихся от сердца Парижа, Нотр Дама, и через Бобур проходящего к Чреву Парижа. Это и, пожалуй, одна из самых «муниципальных» площадей. Здесь постоянно происходят какие-то городские события – то ли огромная выставка цветов, то ли трансляция игры французской сборной по футболу, то ли очередная забастовка (недавно, например, парижские натурщики возмущались слишком маленькой платой за их труд. Возмущались, естественно, возле мерии, естественно, обнаженными). Именно здесь был сделан самый знаменитый снимок в истории – «Поцелуй у Парижской мерии». А работа французской мерии и вовсе требует отдельной статьи – то количество законопроектов и нововведений, которые внедряются в Париже, достойны любого иного мегаполиса мира.
А Вас мы все же зовем сложить свое собственное мнение об этом интересном месте с ой как непростой историей.
Автор Евгений Кочетов (EVG)
Статья
Фотографии 6
Карта
Справка
Комментарии