Базилика Сен-Дени
Базилика Сен-Дени настоящее произведение архитектурного искусства, жемчужина Франции среди соборов и духовный оплот всей нации. Базилика является древнейшим храмом, построенным готическом стиле. Также в ней находится усыпальница величайших монархов Франции, так что Сен-Дени по праву может считаться главной хранительницей исторического наследия страны.Париж — Франция — фото и карта Базилики Сен Дени
Статья
Фотографии 16
Карта
Комментарии
Уже более тысячи лет в церкви монастыря расположен некрополь, в котором погребены короли всех правивших во Франции династий. Как гласит легенда, примерно в середине III в. н. э. на Монмартре казнили первого парижского епископа святого Дионисия (на французский манер это имя звучит как Дени). Палач опустил топор на шею бедняги, однако обезглавленное тело вместо того, чтобы свалиться на эшафот, подошло к голове, взяло ее в руки и двинулось из Парижа по северной дороге. Через шесть километров оно упало и больше не поднималось, произошло это около небольшой деревушки, которой позже дали название Сен-Дени. Там Дени был похоронен среди таких же как он великомучеников, казненных за веру в Бога.
Первые упоминания о святом Дионисии относятся к началу VI века. В летописи, рассказывающей о жизни святой Женевьевы, указывается, что он являлся первым парижским епископом и был отправлен на галльские земли по воле папы Климента. В V в. в память о Дени была возведена базилика, основательницей которой считается святая Женевьева. Два века спустя по приказу короля Дагобера рядом было построено аббатство, которое впоследствии стало очень богатым и влиятельным. После смерти короля его тело было захоронено в часовне на территории аббатства.
Здесь также находится могила короля Хлодвига, который первым из франкских властителей принял христианство. Столица тогдашнего государства франков, город Лютеция, не случайно находилась вблизи монастыря Сен-Дени – король хотел укрепить связь народа с религией. Среди других великих, кто навсегда обрел покой в усыпальнице – основатель рода каролингов Карл Мартелл, который разбил армию сарацин, тем самым разрушив их планы по обращению европейских народов в ислам.
Коронация королей Франции проводилась, как правило, в Реймсе, аббатство Сен-Дени было местом проведения коронаций королев. В XX в. в аббатстве была обнаружена важная археологическая находка – могила представительницы династии меровингов королевы Аргеноды, датируемая VI веком.
В середине восьмого века Пипин Короткий решил перестроить базилику: на фундаменте старого здания были возведены новые стены. Закончилась реконструкция при Карле Великом, в 775 г. состоялось торжественное освещение часовни, на котором присутствовала вся королевская семья. Строительство проводилось под руководством аббата Фульрада, который был приближен к королю и имел немалый авторитет в высших кругах государства.
Многим монаршим особам, например, Гуго Капету и Карлу Лысому выпадала честь получить звание почетных аббатов монастыря. В аббатстве обучали наукам и грамоте наследников престола. В здешней школе обучался Сурегий, необыкновенно умный ребенок, выходец из простого народа. Во время учебы его лучшим другом был французский кронпринц, который позже взошел на престол под именем Людовик ле Гро. Король и простолюдин дружили до конца своих дней. Очевидно, что со времен своего основания аббатство Сен-Дени играло исключительно важную роль как в духовной и культурной, так и в политической жизни Франции. Кроме того, оно являлось юридическим центром для рыцарства и приближенных ко Двору.
К XII веку здание аббатства находилось в плачевном состоянии – века постепенно брали свое. К тому же Сен-Дени, с его растущим авторитетом, выполняло все новые и новые функции, его влияние расширялось. Чтобы соответствовать статусу, необходимо было не только расширить площадь, но и обзавестись новыми постройками и помещениями. Постройку новой базилики курировал аббат Сугерий. Строительство началось в начале 30-х годов XII века и продолжалось 21 год.
При Сугерии, который носил сан аббата с 1122 по 1151 года, монастырь претерпел коренные изменения. Глава аббатства добился немалых успехов как на политической, так и на духовной арене. Земельные владения значительно расширились, ни одна другая епархия в стране не могла сравниться с Сен-Дени. Статус Сугерия в высшем обществе был неоспорим, он пользовался огромным уважением и доверием королей. Аббат всячески поддерживал Второй Крестовый Поход, а во время его проведения Сугерий управлял страной вместо Людовика VII, определившего священника на должность регента.
С тех пор аббата стали называть не иначе, как «отец отечества». Его волновало не только повышение престижа и мощи королевского двора, но и укрепление связей монархии с религией.
Сугерий проявлял незаурядные архитекторские навыки, его даже считают основателем нового течения в храмовой архитектуре. Аббат контролировал каждый этап проведения реконструкции Сен-Дени и многие его идеи были воплощены при строительстве, именно ему присваивают оригинальную идею объединить элементы нормандского и бургундского зодчества.
Те, кто считают, что родиной готического стиля являются страны Востока, сильно заблуждаются. Готика явление чисто европейское. Смешение архитектурных традиций бургундцев и нормандцев породило это неповторимое течение в западноевропейском зодчестве.
Сугерий, объединив культурные и духовные принципы со своими архитектурными идеями, смог создать храм, который поражал своей красотой и торжественностью. Легкие формы, стремящиеся к небу линии: Сен-Дени является первым в мире сооружением, построенным в готическом стиле.
«Архетиктура света», как называл аббат придуманный им стиль, возносит человека над житейскими проблемами, символизирует переход от материальных ценностей к духовным. Сугерий стал родоначальником основных концепций, которые повлияли на развитие западноевропейского средневекового зодчества. Именно он придумал оконные витражи, на которых изображены исторические и библейские сцены, а также витражную розу (круглое окно над главным входом храма).
Особенно аббат гордился витражами, которые стали, пожалуй, главным украшением обновленного Сен-Дени. Витражи аббатства объединены в циклы, имеющие общий сюжет. В одном из них повествуется о событиях Первого Крестового похода, другой основан на литературном произведении, описывающем посещение Святой Земли Карлом Великим. Историки усмотрели связь витражных сюжетов со Вторым Крестовым Походом.
Освящение нового храма происходило в торжественной обстановке, в Сен-Дени съехалось все высшее духовенство страны. Собор так поразил епископство своим необычным внешним видом и шикарным внутренним убранством, что на протяжении очень долгого времени во Франции возводились соборы исключительно готического стиля.
Сен-дени сильно пострадало во время Гугенотских войн и Столетней войны. Известно, что кровопролитие имело место даже в стенах аббатства, но насколько серьезными были потери, в исторических источниках не указывается. В конце XVIII немалый ущерб был нанесен монаршей усыпальнице, по некоторым сведениям скульптуры королей были повреждены именно тогда. Внутренние помещения собора хотели радикально перестроить дабы организовать там капеллу Бурбонов, но политические мотивы и финансовые трудности не позволили осуществить этот проект. Великая Французская Революция также не обошла стороной Сен-Дени – аббатство было разграблено, часть культурного и исторического наследия было утеряно навсегда. Большая удача, что само здание осталось нетронутым – изначально Национальное собрание подписало указ о сносе собора, который позже был отменен. Избежало печальной участи аббатство и во время правления императора Наполеона, который хотел сделать там мавзолей.
В сен Дени хранились важные королевские реликвии – орифламма (королевский штандарт), меч Карла Великого и другие монаршие регалии. Вплоть до XV века каждая военная кампания начиналась с торжественно службы в аббатстве, во время которой монарху торжественно вручали орифламму. Великая летопись, главный исторический документ Франции, рассказывающий об основных событиях в истории страны, также велась в Сен-Дени.
Самый большой вред базилике был нанесен Французской Революцией. Вандалы проявили вопиющие неуважение к истории своей страны, к ее культурному и духовному наследию. Впервые за 1400 лет это священное для французов место подверглось таклму ужасному осквернению. Мощи великих королей, которые всеми силами старались возвысить Францию, были свалены в котлован, засыпаны известью и сожжены. Пострадала уникальная коллекция прекрасных произведений искусства, которые на протяжении веков хранились здесь. Для восставших разрушение национального достояние было символом начала новой жизни.
Но историческая справедливость восторжествовала: в 1869 году усилиями архитектора Виоле-ле-Дюка базилика была восстановлена. Этот воистину великий человек свою жизнь посвятил восстановлению замечательнейших памятников французской архитектуры, находившихся в ужасном состоянии. Благодаря нему мы сейчас можем наслаждаться красотой и величием Мон-Сен-Мишеля, Нотр-Дама и многих других прекраснейших сооружений, которые могли кануть в лету, как это случилось с Бастилией.
Виоле-ле-Дюк при содействии барона Гилерми воссоздал и внутренне убранство базилики. Основной целью было восстановление королевских захоронений. Для этих нужд были выделены огромные денежные средства, надгробия неоднократно перевозились из аббатства в Париж и обратно. Помощь в реконструкции некрополя оказывал также Александр Ленуар. Создатель музея памятников Франции спас от разрушения многие другие ценные захоронения, которые впоследствии были перенесены в Сен-Дени.
Сен-Дени начало вновь выполнять функции королевской усыпальницы в 1817 году, когда по распоряжению Людовика XVIII туда были помещены тела Марии-Антуанетты и Людовика XVI, которые до этого были захоронены на кладбище Мадлен де Пари.
Казненная королева Мария-Антуанетта, взойдя на эшафот, сказала, что наследником трона объявляется ее десятилетний сын. Однако мальчику не суждено было взойти на престол. Замученный в казематах столичной тюрьмы Тампль, он вскоре скончался. Тело ребенка усилиями тюремного медика было сохранено. В начале 2000-х над останками была проведена экспертиза, результаты которой свидетельствовали о том, что королева и мальчик являлись близкими родственниками. В 2004 г. сердце ребенка, непризнанного короля Людовика XVII, поместили в некрополь поблизости от родителей.
В конце XVI века по распоряжению короля Генриха IV в базилике Сен-Дени была проведена торжественная церемония возвращения протестантских раскольников под крыло католической церкви. В конце XVIII века при вскрытии могилы Генриха, который является самым почитаемым в народе монархом, удивленные революционеры увидели, что на теле короля нет следов разложения — оно осталось нетленным. Революционные возгласы сменились криками: «Слава королю Генриху!». Складывалось впечатление, что он только что сошел с картины Рубенса. В короткие сроки была организована церемония прощания, народ валил толпами — каждый желал прикоснуться к священным мощам.
В средние века монастырь Сен-Дени вел активную благотворительную деятельность. Бедняков снабжали едой, одеждой и обувью. Кроме того, в аббатстве был организован приют, школа, дом престарелых, бесплатная больница. Также монахи занимались просветительской работой – вели летописи, организовали типографское дело.
Автор Андрей Гецевич
Статья
Фотографии 16
Карта
Комментарии