Базилика Сакре Кер — белый слон Монмартра
Париж — Франция — Базилика Сакре Кер с картой
И снова мы с Вами в Париже. Мы уже побывали на двух самых высоких обзорных площадках столицы Франции – это искусственные объекты, созданные людьми: башня Монпарнас и феерическое творение Густава Эйфеля. Сегодня же мы держим путь на знаменитый Монмартр для знакомства с лучшим естественным, созданным природой, местом для наблюдения за этим чудесным городом. Итак, Монмартр и его архитектурная жемчужина – базилика Сакре Кер (Сокровенного Сердца).
Статья
Фотографии 16
Карта
Комментарии
И снова мы с Вами в Париже. Мы уже побывали на двух самых высоких обзорных площадках столицы Франции – это искусственные объекты, созданные людьми: башня Монпарнас и феерическое творение Густава Эйфеля. Сегодня же мы держим путь на знаменитый Монмартр для знакомства с лучшим естественным, созданным природой, местом для наблюдения за этим чудесным городом. Итак, Монмартр и его архитектурная жемчужина базилика Сакре Кер (Сокровенного Сердца).
Начнем «сначала», т.е. с истории. Конец XIX века — тяжелое время для всей французской нации. Удар следует за ударом: 1870 – капитуляция французской армии в войне с Пруссией. Потеря Эльзаса и Лотарингии. Более того, в плен попадает монарх – Наполеон III, а прусские войска окружают Париж и устраивают ему длительную осаду. И на фоне всего этого еще и присоединение Рима к Италии. Рушится все: Церковь, Родина, Вера. В стране назревает кризис: политический и экономический. Но что важнее – кризис нравственный. Финалом стала кровавая Парижская коммуна, в ходе которой погибло несколько десятков тысяч человек. Все большее количество французов задается вопросом, – «За какие грехи им такое наказание?». Верующие взывают к Святому Сердцу Иисуса в попытке вымолить искупление.
Начнем «сначала», т.е. с истории. Конец XIX века — тяжелое время для всей французской нации. Удар следует за ударом: 1870 – капитуляция французской армии в войне с Пруссией. Потеря Эльзаса и Лотарингии. Более того, в плен попадает монарх – Наполеон III, а прусские войска окружают Париж и устраивают ему длительную осаду. И на фоне всего этого еще и присоединение Рима к Италии. Рушится все: Церковь, Родина, Вера. В стране назревает кризис: политический и экономический. Но что важнее – кризис нравственный. Финалом стала кровавая Парижская коммуна, в ходе которой погибло несколько десятков тысяч человек. Все большее количество французов задается вопросом, – «За какие грехи им такое наказание?». Верующие взывают к Святому Сердцу Иисуса в попытке вымолить искупление.
Монмартр и его архитектурная жемчужина базилика Сакре Кер (Сокровенного Сердца)
Посмотреть другие фото к статье »
На волне религиозного порыва появляется проект-обещание известного французского предпринимателя-негоцианта Александра Лежанти, который дает обет построить грандиозную церковь во имя спасения Парижа и Франции. И местом строительства выбирают ни много ни мало Гранд Опера – в недавнем прошлом символ успеха и процветания, а ныне – упадка и неуемной французской гордыни. Данное обещание получило широкую огласку и не менее широкую поддержку – даже сам архиепископ Парижский благоволил негоцианту. Но вмешался французский парламент – строительство поддерживали и здесь, но вот снести недостроенный, но уже тогда сверх роскошный Гранд Опера наотрез отказались. И, как компенсацию, предложили строительство на Монмартре: и место старинное, известное; и видно далеко; да еще и память о Святом Дени (первом Парижском епископе) жива.
Был объявлен конкурс на проект строительства церкви на Монмартре. Требований было много, но из основных, и самых сложно выполнимых, следует выделить два: Церковь должна стоять на вершине Монмартра (нужно понимать, что здесь еще со средних веков добывали гипс и весь холм похож на головку голландского сыра – изрезан ходами и шахтами) и церковь должна быть большой – планировалось сделать ее базиликой, местом паломничество со всего мира. Что и говорить, проект получился грандиозный. Большинство именитых архитекторов наотрез отказались от участия – строительство в таких условиях граничило с вызовом. В конкурсе рассматривалось 78 работ, среди которых победа досталась Полю Абади. Согласно плана огромнейший храм будет выстроен в нехарактерном для Парижа романо-византийском стиле. Сооружение будет огромным: 83 метра высотой и 33 метра фундамента в основание горы. Материалом избрали известняк – прочный и обладающий интересной особенностью очищаться и белеть от воды.
Церковь получилась очень необычная. В архитектуре использованы мотивы византийского и романского стилей. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви — квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот — подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д'Арк.
Был объявлен конкурс на проект строительства церкви на Монмартре. Требований было много, но из основных, и самых сложно выполнимых, следует выделить два: Церковь должна стоять на вершине Монмартра (нужно понимать, что здесь еще со средних веков добывали гипс и весь холм похож на головку голландского сыра – изрезан ходами и шахтами) и церковь должна быть большой – планировалось сделать ее базиликой, местом паломничество со всего мира. Что и говорить, проект получился грандиозный. Большинство именитых архитекторов наотрез отказались от участия – строительство в таких условиях граничило с вызовом. В конкурсе рассматривалось 78 работ, среди которых победа досталась Полю Абади. Согласно плана огромнейший храм будет выстроен в нехарактерном для Парижа романо-византийском стиле. Сооружение будет огромным: 83 метра высотой и 33 метра фундамента в основание горы. Материалом избрали известняк – прочный и обладающий интересной особенностью очищаться и белеть от воды.
Церковь получилась очень необычная. В архитектуре использованы мотивы византийского и романского стилей. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви — квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот — подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д'Арк.
Интерьер базилики Сакре Кёр
Посмотреть другие фото к статье »
Внутри церковь богато украшена мозаиками; оригинальные витражи во время второй мировой войны были уничтожены. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову.
Строительные работы шли не очень быстро – сказывалась и техническая сложность проекта, и известный недостаток финансов: проект дорогой, деньги на него собирали по всему Парижу. Строительство начали в 1875 и в 1891 году здесь уже проводят первые богослужения, и освящают ее аж в 1919 году.
Публичный культ Сакре-Кёр (Святое сердце) был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр – сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.
Во время освящения церковь получила ранг базилики – для христиан это означает, что место, прежде всего, предназначено для паломничества. С тех пор паломники здесь и днем и ночью каждый день со всего мира – это Вечное поклонение. Туристы допускаются лишь днем. Ночью это место отдано лишь верующим.
Как бы там ни было, парижане, как всегда, не остались равнодушны – как показывает история, ни один «громкий» проект не был принят сразу и «на ура». Вспомнить ту же Эйфелеву башню, тот же Монпарнас, Отель де Виль и т.п. Сакре Керу тоже досталась немалая толика французской иронии. Как его только не называли: и «белым слоном» и «национальным тортом», формулировка Эмиля Золя и вовсе вошла во все учебники по истории – «всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция». Но время расставляет все по местам. Сейчас это один из самых фотографируемых объектов Парижа, визитная карточка Монмартра, постоянный гость всевозможных открыток, плакатов, проспектов старого Парижа.
С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.
Автор Евгений Кочетов
Статья
Фотографии 16
Карта
Комментарии