Музей подводных лодок в Балаклаве
14.07.2016
В советские времена засекреченный объект с кодовым названием ГТС-820, а ныне – музейный комплекс фортификационного и военно-технического искусства, расположен в скальном массиве на западе Балаклавской бухты. Назначением завода, построенного в 1957 году, был ремонт, дозаправка и вооружение военных подводных лодок.
Многие приезжие туристы, найдя жилье в Севастополе и обустроившись, начинают продумывать маршрут ознакомления с достопримечательностями города, непременным пунктом которого является заброшенный завод подводных лодок в Балаклаве. На базе завода осуществлялся технический осмотр подводных лодок, поддержание их в рабочем состоянии, а также укрытие от вражеской авиации и флота. Не удивительно, что объект был засекреченным и в миру фигурировал как «ГТС-820».
Для капитального ремонта подводных лодок здесь имелся специальный вырубленный в скале сухой док длиной 70, шириной 10 метров и глубиной 7,5 метров. Чтобы попасть сюда, подводные лодки заходили своим ходов по каналу, а затем их перемещали на тросах по штольне. В самом широком месте диаметр штольни составляет 22 метра, а максимальная внутренняя высота равна трёхэтажному дому. Вход в штольню защищал плавучий батопорт, который поднимали с помощью воздушной поддувки.
Ботапорт на выходе открывался отведением в сторону. Вход со стороны бухты был тщательно замаскирован, обеспечивая засекреченность и изолированность комплекса, поэтому внешне Балаклава смотрелась как вполне безобидный городок. Объект был построен с наивысшей противоатомной защитой и мог выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы. В составе комплекса было большое хранилище для ядерных боеприпасов и топлива вместимостью до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Узколейная дорога вела от хранилища до подземного причала подводных лодок, где их заправляли топливом, загружали продовольствием и боеприпасами. Недалеко была подземная мастерская по ремонту и замене изношенных деталей подводных лодок.
Со временем российский ЧФ перешёл на лодки других категорий, и завод потерял свою актуальность. В связи с этим в 1994 году подземный комплекс закрыли, а спустя год его покинуло последнее судно, и завод перешёл под юрисдикцию Украины. С 2003 года завод был адаптирован для посещения туристами и обрел статус музейного комплекса, каким он является и по сей день.