Виртуальная экскурсия по храмам Одессы

Храмы и церкви одессы с фото и картой

Украина » Одесса и область
 02.05.2009

Одной из самых популярных и интересных экскурсий по Одессе является экскурсия по ее многочисленным и разнообразным храмам. И это не удивительно, Одесса всегда была городом интернациональным и многоконфессиональным. Наряду с православными храмами, в Одессе есть синагога, католические храмы, греческая и армянская церкви, и недавно построенный центр мусульманской культуры.
Для тех, кто хочет ознакомиться с историей, особенностями и фотографиями храмов Одессы, или самому побывать в этих местах, посвящаем данную статью.

Часть 1 Часть 2 Фотографии 24 Комментарии

Одной из самых популярных и интересных экскурсий по Одессе является экскурсия по ее многочисленным и разнообразным храмам. И это не удивительно, Одесса всегда была городом интернациональным и многоконфессиональным. Наряду с православными храмами, в Одессе есть синагога, католические храмы, греческая и армянская церкви, и недавно построенный центр мусульманской культуры.
Для тех, кто хочет ознакомиться с историей, особенностями и фотографиями храмов Одессы, или самому побывать в этих местах, посвящаем данную статью.

Начнем с одного из главных православных храмов Одессы — собора великомученика и целителя Пантелеймона. Найти этот храм не сложно, находится он на улице Пантелеймоновской, 58 сразу за Привокзальной площадью (возле железнодорожного вокзала). Величественные серебристо-золотые купола видны издалека и сразу обратят на себя внимание.

Великомученик Пантелеймон родом из Малой Азии, из Никомедии. В юные годы он стал учеником известного Ефросиана, который занимался исцелением больных, и старательно обучался у него искусству врачевания. Впоследствии он крестился и стал исцелять людей именем Иисуса Христа. Успех Пантелеймона в этой области вызвал негодование и зависть определенного круга людей.

"Стараниями" этих завистников врача–христианина схватили и предали страшным телесным мукам. Его заставляли отречься от христианской веры, но Пантелеймон отказался это сделать и по указу императора Максимилиана был предан казни. Произошло это в 305 году. Позднее великомученика причислили к святым. 

В Одессе к целителю Пантелеймону всегда относились с особым уважением. Служащие железнодорожной станции Одесса–Товарная почитали святого за своего патрона вплоть до Октябрьской революции, был даже проведен сбор пожертвований на приобретение свечи из серебра и иконы.

В 1876 году из Афона в Одессу прибыли монахи. Они остановились в доме господина Николаиди, одесского домовладельца, а спустя некоторое время на этом месте организовали Пантелеймоновское подворье. Архитектор Н. Никонов предложил свой проект храма. Процесс строительства начался 9 мая 1893 года, а открытие и освящение святыни Божьей состоялось 10 января 1896 года. 

Пантелеймоновский монастырь во все времена привлекал к себе паломников. Он имел большое значение и для самой Одессы. Посещал святое место известный Иоанн Кронштадтский. А 26 января 1909 года Ново-Рыбная улица стала носить новое название — Пантелеймоновская. 

Во времена большевиков монастырь был закрыт, а в самом храме организовали планетарий. Когда 22 сентября 1991 года храм снова начал действовать и принимать в свою обитель верующих, это очень хорошо восприняли все одесситы независимо от вероисповедания и конфессии.

На колокольно–лительном заводе в городе Воронеже было отлито 11 колоколов разного размера, весом от 5 до 1200 кг. Все они были установлены в соборе Пантелеймона.
 



Греческая Свято-Троицкая ЦерковьНа улице Екатерининская, 55 находится одна из старейших церквей Одессы Греческая Свято-Троицкая Церковь.

Под руководством митрополита Гавриила (Банулеско-Бодони) в 1795 году было начато строительство четырех церквей. Одна из них, для греческих разночинцев, была названа в честь Святой Троицы.

Поначалу храм был построен из дерева, а каменное строение было заложено 29 июня 1804 года по проекту Ф. Фраполи. Весной 1808 года церковь была торжественно открыта и освящена.

С начала XIX века церковь Святой Троицы стала для греков-патриотов центром духовности, те из них, кто жил в то время в Одессе, горячо поддерживали борьбу за свободу в Греции. Борьба была действительно серьезной: с согласия властей в 1821 году был казнен вселенский Константинопольский патриарх Григорий Пятый — правительству не нравилось его влияние на протестующих греков. Тело патриарха было выброшено в море, впоследствии его нашли русские моряки, которые доставили останки в Свято–Троицкую церковь, где они и были захоронены.

На территории храма и в самом святилище в разное время были захоронены греческие архиереи. Весной 1907 года было проведено захоронение видного и известного в то время общественного деятеля и благотворителя, который являлся почетным членом Греческой общины и граждан Одессы, Григория Григорьевича Маразли. Место для него было выбрано в специальном строении около восточной стены храма.

В период советской власти церковь закрыли и превратили в спортзал, а местные захоронения известнейших служителей, архипастырей и благотворителей были разгромлены. Также разрушили колокольню и купол.

Русская православная церковь с 1954 по апрель 1999 года организовала при Свято-Троицком храме подворье для Александрийского патриарха. Потом его перенесли в Москву, а саму церковь возвратили под руководство Украинской православной церкви г. Одессы.

С середины 90-х годов прошлого века начали работы по восстановлению храма Божьего, уже удалось сделать новую колокольню и красивый купол.

Каждую пятницу перед образом Пресвятой Богородицы проводят акафист. В церкви выставлена чтимая икона «Нечаянная радость» Божьей Матери. Для детей и взрослых организованы воскресные школы, действует церковная библиотека.



Главная синагога ОдессыГлавная синагога Одессы располагается на ул. Еврейской, 25 (угол Ришельевской). Была построена в 1850 году архитектором Ф.О. Моранди. Это — двухэтажное здание с большими полукруглыми окнами, фасад и внутренняя отделка которого выдержаны в флорентийском стиле, смешанном с романским.

Когда власть перешла в руки большевиков, синагогу города Одессы передали местному педагогическому институту, где стали проводиться занятия факультета физического воспитания. В связи с этим середина храма подверглась сильным изменениям. Например, зал для молитвы превратили в баскетбольный и разделили его на два этажа с помощью перекрытия. Аудитории сделали на месте балконов, где раньше располагался хор и женщины, а боковые проходы наглухо закрыли.

С 1996 года Главная синагога города Одессы была возвращена местной религиозной еврейской общине. В тот же год одесские евреи отпраздновали в главном молитвенном здании города Рош-а-Шана.

В дальнейшем были проведены работы по восстановлению синагоги, была построена миква, реконструирована бима. Для прихожан это место стало особенным: на праздники сюда приходит несколько сотен людей. По большим праздникам здесь собираются верующие и с других городов, например из Ильичевска, Измаила, Белгород-Днестровского.

В Главной синагоге находятся приемная Главного раввина Одессы и Одесской области Шломо Бакшта, приемная председателя правления Иудейской религиозной общины Якова Волковича Кройтору, представительства телевизионной программы «Ор Самеах» и редакции одноименной местной газеты.

Здание вмещает в себя библиотеку, где собраны религиозные книги и видеофильмы, а также много информации о еврейских традициях и культуре. Здесь часто проводятся различные семинары, для желающих проводятся уроки по изучению иврита и основ иудаизма.

В 1998 году при одесской синагоге начал действовать иешива, преподают в котором израильские педагоги.
Сегодня Главная синагога Одессы привлекает к себе туристов из Польши, Израиля, Великобритании и США. Ценна она не только как архитектурное строение, но и как символ возрождения еврейской духовной культуры и самосознания в городе Одессе.



Одесский Спасо-Преображенский соборСпасо-преображенский собор на Соборной площади занимает особое место среди храмов Одессы. Это —  крупнейший православный храм Одессы; заложен в 1794; освящён в 1808. После полного восстановления заново освящён в 2001 — часовня колокольни; в 2002 — нижний храм; в 2003 — верхний храм.

Спасо-Преображенский кафедральный собор является ценнейшим памятником в Одессе. Несмотря на то что в начале XIX века собор представлял собой небольшое сооружение, с начала XX столетия он становится одним из самых крупных российских соборов и одним из главных храмов Новоросии. В дальнейшем на Соборной площади проходят все важные события и празднования — она становится главной в городе.

Знаменательное событие, освящение города, произошло в Одессе в августе 1794 года. На Соборной площади в то время освятили место для возведения церкви Николая Чудотворца. Заложение первого камня состоялось в 1795 году.

Согласно архивным документам и литературным данным Екатеринославский митрополит Гавриил доверил работы по возведению каменного помещения церкви действующему инженер-капитану, архитектору В. Вонрезанту. Закладка каменного Николаевского храма состоялась 14 ноября 1795 года и была освящена митрополитом. Завершилось строительство главного здания церкви 20 мая 1808 года, а 25 мая того же года Екатеринославским архиепископом Платоном были освящены главный алтарь во имя Преображения Господнего, левый — во имя Св. Спиридона и правый — во имя Св. чудотворца Николая. Поэтому собор был переименован с Николаевского в Спасо-Преображенский.
Колокол  Спасо-Преображенского Собора — самый большой в Украине
Разрушили храм большевики в 1936 году. Сначала полагали, что его взорвали, но, по данным археологических раскопок, фундамент оказался цел. Поэтому сегодня считается, что святыню тщательно разграбили (середина собора была облицована, а пол сделан из гранита и мрамора), а потом разобрали на камни. Городские власти решили устраивать на месте храма увеселительные мероприятия для жителей, а на месте основной части здания организовать туалет. Спасло святыню от осквернения заступничество светила науки, академика Владимира Петровича Филатова, известного во всем мире. Вместо главного алтаря соорудили фонтан, на котором установили мраморную большую вазу, представляющую собой цветок. Впоследствии ее назвали вазой Филатова. Когда в 2005 году собор восстановили, фонтан перенесли на Соборную площадь.

25 мая 2008 года исполнилось 200 лет с даты освящения Спасо-Преображенского собора. К столь знаменательной дате были собраны средства на отливку колокола весом 14,5 тонны, который стал самым большим на Украине. Отливали колокол на заводе «Вера» в городе Воронеже.

В соборе ежегодно выставляют чудотворный образ Касперовской Божьей Матери, который привозят в Одессу 25 сентября из с. Касперово и оставляют вплоть до Пасхи.



Армянская апостольная церковь в ОдессеАрмянская апостольная церковь была сооружена в 1844 году на Екатерининской улице на добровольные пожертвования армянского общества. В 1853 г. куплен дом для притча, в 1894 — на капитал, завещанный Ф.И.Нацваловым, построена колокольня, а сама церковь расширена.

Во время войны храм пострадал от бомбежек, в 1952 году — разобран, а на его месте сооружен жилой дом.

Новый великолепный храм сооружен в наше время в Аркадии по адресу Гагаринское плато, 5, на берегу моря. Храм назван именем святого Григория Просветителя, который после принятия в 301 году христианства, как государственной религии, был первым католикосом Армянской апостольской церкви.

Церковь сооружена из красного кирпича имеет один главный алтарь, освященный в ноябре 1995 года. Под высоким арочным сводом на длиной цепи-тросе красуется хрустальная люстра со свечами. Недавно вышла книга об истории храма. Ее написал молодой одесский ученый Давид Давтян.

Одесский Свято-Успенский мужской монастырь находится на Большом фонтане по адресу Маячный переулок, 6. Интересная легенда связана с появлением этой обители:

Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Вид на колокольню"Это случилось лет двести назад. Тогда еще не было знаменитого Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. Эта земля принадлежала молдавскому помещику Александру Теутулу. Сюда, в его сказочное поместье на берегу моря (2 участка по 25 десятин каждый, а вокруг – фруктовые сады, виноградники), частенько приезжали гости. Вечером, устроившись на склоне, они разожгли костер. Криков, доносившихся с небольшого греческого судна, никто не услышал. Но, подчиняясь неведомой силе, все повернулись к морю. Небольшое греческое судно шло в Одессу. Огни костров на судне приняли за огни маяка, взяли неверный курс и…
Тех, кто остался в живых, Теутула щедро одарил. Но успокоения это не принесло. Ему везде мерещились костры. Они сжигали его заживо. Отовсюду слышались крики терпящих кораблекрушение. Крики, которых в тот злополучный вечер он не слышал, преследовали его и днем, и ночью.
И это продолжалось до тех пор, пока он не решил избавиться от проклятого имения, подарив земли Церкви для строительства на ней храма и маяка."

Свято-Успенский мужской монастырь — одна из известнейших обителей Одессы, знаменитая своими святынями. С 1946 года, когда здесь разместилась летняя резиденция московских Патриархов, монастырь получил название Патриаршего. Примерно в это же время сюда перевели Одесскую Духовную семинарию, находящуюся здесь и по сей день. Именно в этой обители принял монашеский постриг предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И здесь же почивают мощи преподобного Кукши Одесского (в миру — Косьма Величко), жившего в монастыре с 1960-го по 1964 год, вплоть до своей кончины.

Кто он был, этот чудесный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 года Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки... В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям — старчество. Молитвой, терпением, состраданием, добрым словом старец отвращал от безбожия и греховной жизни. Никогда не осуждал согрешающих, а с состраданием принимал их. "Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха...", — говорил он. Никто из его многочисленных духовных чад не ощущал себя оставленным или одиноким. Отец Кукша всегда о всех молился, и люди это чувствовали. Скончался он 11 (24) декабря 1964 года. Чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, стали свидетельством его святости, и в 1994 году были обретены мощи старца...

На территории монастыря находится Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ранее на его месте в 1953 году была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 года была сооружена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен купол и колокольня.

Собор в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"В Успенском храме бросается в глаза огромная икона преп. Серафима Саровского, загораживающая собою клирос. В левой части храма — рака с мощами преподобного Кукши Одесского. По духу своему святой был сродни преподобному Серафиму, и даже сень над его ракой напоминает такую же, с пятью куполами, что в Дивеево, над мощами старца Саровского... Сквозь стеклянную крышку раки видим нетленную руку святого в парчовой рукавичке, лежащую на груди. С иконы под сенью раки добрым и внимательным взглядом смотрит на нас сам преподобный, с миром принимая паломников в своей обители. Почти рядом с его мощами — чудотворная икона Божией Матери "Млекопитательница", написанная афонскими монахами в XVII веке; в икону вделаны частицы Ризы Господней и хитона Божией Матери. Икона очень почитаема в обители; каждую неделю перед ней служится акафист.

В 1961 году, рядом с монастырем, в бывших помещениях монастырской гостиницы, разместилась, переведенная из города, Одесская Духовная Семинария. В Семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя Семинарии.

C 1998 года на территории монастыря идет строительство нового собора в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Проект строительства собора предусматривает двухъярусное здание. В верхнем храме будут освящены три предела. Главный из них — в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний будет посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и рассчитан на 3 000 молящихся. В настоящее время строительство храма завершено — собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу. Но еще ведутся внутренние работы, а также роспись стен и потолков собора.

Видео-репортаж об Одесском Свято-Успенском мужском монастыре представляет Одесский телеканал АТВ

 



Архангело-Михайловский Женский Монастырь
находится на ул. Успенская, 46
Одесский Архангело-Михайловский Женский Монастырь
С разрешения Святейшего Синода в 1828 году была заложена Михайло-Архангельская церковь. По окончании строительства в 1833 году, церковь имела два придела: во имя св. Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери Феодоровской. До 1841 года в Херсонско-Таврической епархии действовали четыре мужских монастыря и ни одного женского.

В 1841 году при церкви с Высочайшего разрешения был учрежден женский монастырь 3-го класса с целью "воспитания и образования сирот женского пола духовного звания". Строительство монастыря осуществлялось при содействии одесских негоциантов.

Торжественное освящение — состоялось 9 мая, по старому стилю, 1844 года. При монастыре был открыт сировоспитательный приют для круглых сирот духовного звания, позже преобразованный в Епархиальное женское училище. С тех пор монастырь стал очагом благотворительности, милосердия и духовности, а в дальнейшем прославился иконописью, шитьем риз.

В 1923 году монастырь закрыли, а в 1931 — его Архангело-Михайловский собор был взорван. Монастырские помещения перешли к Высшей сельскохозяйственной школе. Во время румынской оккупации, в 1842 году, монастырь вновь был открыт.

Новое закрытие монастыря произошло в 1961 году, с началом очередного периода ликвидаций очагов христианства по всей стране. Возрождение Архангело-Михайловского женского монастыря началось в 1991 году. В апреле 1993 года монастырю возвратили часть сохранившихся помещений, в которых располагалась туберкулезная больница и с 1 мая начались богослужения в открытом Архангело-Михайловском храме.

Под руководством настоятельницы обители игуменьи Серафимы монастырь превратился в настоящий православный и культурный центр в Одессе. На его территории возведен монастырский приют — современное здание Дома Милосердия, построена часовня, Музей «Христианская Одесса».



Римско-Католический Кафедральный Собор
Римско-Католический Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы по ул. Екатерининская, 33 начали возводить в 1847 году по проекту архитектора Франческо Моранди. Храм освятил 16 августа 1853 года епископ Фердинанд Канн.

Храм построен в форме латинского креста. Внешне его стиль можно назвать как смешанный романский и готический. Фронтоны и окна колокольни выполнены в готическом стиле, двойные полукруглые окна, восьмиугольный купол – в романском.

К собору вели три входа, над центральным размещался орган. Рассчитан собор был примерно на 2000 верующих. В храме была икона Божьей Матери – оригинал работы известного флорентийского художника  XVII века Карло Дильче (подарена собору доктором Рено в честь освящения в 1853 году). От Святейшего Отца Пия ІХ собору была подарена мраморная крестильница. Настоящим произведением искусства была мраморная резьбленная кафедра, которая не сохранилась до наших дней.

В храме были похоронены одесский городской голова Александр Ланжерон, отец Георгий Разутович, тираспольский епископ Викентий Липский и каноник Франц-Ксаверий Климашевський.

В 1935 году наступили тяжелые времена для храма. При коммунистической власти собор был закрыт, а в здании устроили болгаро-немецкий клуб. Некоторые ценные вещи из собора удаль сохранить в храме св. Петра. В начале войны немцы возвращают католическому обществу отобранный собор. Но в 1949 году храм страдает от варварского разрушения: сносятся колонны, разбивается мрамор, в середине строят несколько этажей. Храм превращается в спортивный зал, а места захоронения священников и графа Ланжерона – на ямы для прыжков в длину.

Политические изменения в 80 и 90-х годах прошлого столетия благоприятствовали тому, что верующие Одессы стали добиваться возвращения храма. И 9 августа 1991 року отец-прелат Тадеуш Хоппе получил ключи от разрушенного храма. С этого момента собор постоянно реставрируется: восстановлены памятные доски на месте захоронения Ланжерона и епископов. В 2003 году из церкви св. Петра в собор были возвращены образ Успения Пресвятой Богородицы, картины Крестного Хода, крестильня.

В настоящее время в соборе проходят концерты, выставки, молитвенные встречи. Много приезжих в Одессу приходят сюда, чтобы увидеть местные святыни и дотронуться до памятника христианской истории города.



Арабский культурный центр в ОдессеНе обошлось и без кусочка востока в Одессе. В 2001 году по заказу сирийского бизнесмена Кивана Аднана была построена мечеть Арабского культурного центра, которую можно посетить по ул. Ришельевская, 49 (тел. (0482) 37-91-60)

Арабский культурный центр выступает за справедливость и демократию. Основным его лозунгом является фраза "Не важно, какую религию ты исповедуешь, главное, чтобы ты исповедовал духовность". Именно поэтому в арабском центре открыты двери для всех и для каждого.

Залы мечети можно бесплатно посетить в любой день (
с 11 до 17 часов), кроме паломнических, обычно это пятница.
При входе в молельный зал мужчины и женщины должны снять обувь, а женщинам выдаются длинные халаты с капюшонами.

В зале для молитв очень красиво и просторно. Ажурная вязь на перилах лестниц и архитектурных элементах делают внутреннее убранство мечети изящным и воздушным. Кроме нескольких небольших полочек для книг по бокам залы, больше никакой мебели нет. Весь пол застлан мягким ковром, рисунок которого как бы делит ковер на равные квадраты. Как нам объяснил служащий мечети, эти квадраты служат условным разграничением сидячих мест для молящихся. Впереди залы — алтарь с арабской вязью. А под потолком главное украшение — большая хрустальная люстра, сияющая сотнями огоньков.

Арабский культурный центр открыт не только для экскурсий, знакомящих людей с арабской культурой.  Образовательная и просветительская деятельность Центра включает действующую школу для обучения всех желающих арабскому языку — бесплатно.

В Арабском культурном центре работает библиотека. Здесь есть различные книги, которые рассказывают о настоящих и древних традициях арабских стран, их обычаях и культурах.



Немецкая лютеранская церковь Св. Павла (Одесская Кирха)
Одесская восстановленная кирха
Еще одна гордость одесситов – недавно восстановленная Кирха, которая отныне является кафедральным (главным) собором немецкой евангелическо-лютеранской церкви в Украине. 16 апреля 2010 года состоялось ее торжественное открытие и освящение.

Теперь смутное прошлое многострадального храма останется только на исторических фотографиях. Сейчас, после 5 лет строительных работ, новенькая Кирха сияет и блещет, привлекая множество одесситов и гостей города.

Внутреннее убранство храма выполнено просто и лаконично, художник Тобиас Каммерер расписал стены храма в современном стиле с учетом лютеранской символики: таинствами причастия и крещения.

Городом Нюрнбергом церкви Св. Павла был предоставлен прекрасно-звучащий орган, первый концерт для которого 17 апреля 2010 г. уже состоялся. Руководители церкви обещают, что для всех желающих периодически будут проводиться органные концерты.

Благодаря специальной подсветке, ночью Кирха выглядит особенно впечатляюще. А крест на вершине башни светится изнутри, что придает зданию еще больший эффект.

Расположена Кирха по адресу ул. Новосельского, 68

Подробная статья об истории и открытии Кирхи с фотографиями.

Авторы Елена Труфанова и Михаил Ровда
 

Часть 1 Часть 2 Фотографии 24 Комментарии
Рекомендуем почитать