Дом с химерами в Киеве с фото и картой
Едва на Киев опускается ночь, они выгибают спины, расправляют каменные крылья и взмывают в темное небо. Долго кружат над городом, пугают запоздалых прохожих. С приближением рассвета чудища возвращаются: впиваются когтями в крышу, стены и застывают… «Дом, конечно, странноватый, но поверьте, не найдется в Киеве человека, который не удостоит его взглядом», – сказал хозяин своим гостям в 1903 году. Вот уже больше ста лет спешащие по делам люди снова и снова поднимают головы, рассматривая Дом с химерами.
Одной из главных достопримечательностей Киева является «Дом с химерами», расположенный в центре города, а его посещение входит во все обзорные экскурсии по Киеву. Он был построен в начале ХХ столетия, в 1901-1902 годах, и до Октябрьской революции принадлежал киевскому архитектору Владиславу Городецкому. Месторасположение этого особняка по улице: Банковая 10, совсем рядом со зданием, где находится администрация Президента Украины.
Первоначально особняк строился в качестве доходного дома – чтобы сдавать просторные благоустроенные квартиры обеспеченным арендаторам, в одной из его квартир поселился и сам архитектор Владислав Городецкий со своей семьей. После революции и последовавшей вслед за ней национализацией имущества «Дом с химерами» превратился в коммунальную квартиру, а впоследствии, оценив его архитектурное значение, в нем разместилась больница ЦК КПУ. В настоящее время это красивое здание используется Президентом Украины в качестве малого дома приемов, а туристы могут подойти к особняку поближе и сфотографироваться на его фоне.
Почему же «Дом с химерами» в Киеве вызывает такой интерес? Дело в том, что когда в 1891 году Владислав Городецкий решил переселиться из Санкт-Петербурга в Киев, он был еще никому не известен. Но молодому архитектору, закончившему Петербургскую академию искусств, в скором времени было суждено изменить архитектурный облик города. Хотя он страдал от безденежья и отсутствия выгодных знакомств и связей, брался за все заказы, которые к нему поступали, пусть даже мало оплачиваемые, вскоре удача улыбнулась ему. Ему предложили создание Музея древностей и искусств, который и сейчас посещающие Киев туристы могут увидеть по адресу: Грушевского 6. Это был грандиозный по масштабам заказ, и одновременно творческий – построенное здание можно с уверенностью назвать шедевром архитектуры. Здание музея, расположенное на площади, чем-то напоминает античный храм, а его фасад украшает колоннада в дорическом стиле, классический портик, а два огромных льва, расположившиеся по двум сторонам массивной каменной лестницы, словно охраняются вход в музей. Посетители музея ни в те времена, ни сейчас даже не догадываются, что оригинальным фасадом молодой архитектор сумел скрыть нехватку бюджета на строительство музея – Киевское общество любителей древности смогло собрать лишь чуть больше половины суммы, требуемой на строительство музея.
Владислав Городецкий работал одновременно над несколькими проектами, и светскими, и религиозными. Следующим построенным им зданием стала караимская кеннаса, расположенная по адресу: Ярославов вал 7. Это молельный дом маленького народа караимов, в своеобразной религии которого можно увидеть черты иудаизма, христианства, ислама и языческих верований тюрских народностей. Памятник архитектуры сохранился до наших дней, только изменилось его предпочтение – сейчас в здании расположен Дом актера.
Городецкий построил еще одно религиозное здание – костел для Римско-католической общины Киева, так как старый маленький храм уже не мог вместить всех прихожан. Костел был назван в честь Святого Николая, а в его строительстве впервые использовалась конструкция из бетона, но толщина сводов довольно небольшая – в некоторых местах она составляет лишь 8 сантиметров. Сейчас улица, на которой находится необычный костел, называется Красноармейская, а до революции она носила название Большая Васильковская.
Талант Владислава Городецкого признали не сразу, так как над зданиями музея и костела он работал не один, заканчивая объекты, на котором до него работали другие архитекторы. А «Дом с химерами» молодой архитектор решил построить для себя, показав всему Киеву свои способности и талант, чтобы навсегда прекратить так надоевшие ему ненужные сплетни и разговоры. Чтобы построить шедевр, который потрясет воображение киевлян, нужно было построить здание, в корне отличающееся от всех остальных, и при этом внести новаторство в технологию строительства. Хотя место для строительства особняка было выбрано неудачно, на крутом обрыве холма на Печерске, и архитектор подвергся насмешкам, его замысел удался. Обыватели называли его сумасшедшим, а известный архитектор Александр Кобелев даже заключил с Владиславом Городецким пари, что особняк на этом месте так и не будет построен. Строительство «Дома с химерами» шло быстро, и уже через два года архитектор смог представить удивленной публике архитектурный шедевр.
В строительстве особняка Владислав Городецкий применил революционную по тем временам строительную технологию, он применил набивные сваи, чтобы основание особняка было прочным и надежным. Так как здание возводилось на холме, с каждого его склона отличается этажность – со стороны улицы банковой «Дом с химерами» смотрится трехэтажным, а с противоположной стороны – шестиэтажным зданием. Для себя архитектор спланировал квартиру на первом этаже особняка, а в здании доходного дома были отделения для экипажей и карет, уникальная ледовая комната, величественные каминные залы и роскошные спальни. В здание вело две лестницы – одна для уважаемых постояльцев, а другая – для их слуг. Архитектор спланировал даже коровник, включенный в архитектурный ансамбль здания, он намеревался поить своих постояльцев только свежим молоком. Над образом химер Владислав Городецкий работал самостоятельно, он тщательно прорисовал на бумаги детали каждого чудовища, которые впоследствии были отлиты из бетона в мастерской скульптора Саля, после отливки химеры украсили крышу и фасад особняка. Внутреннее убранство здания отличалось оригинальностью, а интерьеры украсили охотничьими трофеями.
Охота являлась излюбленным занятием Владислава Городецкого, он любил ее не меньше, чем архитектуру. После строительства «Дома с химерами» молодой архитектор решил отправиться в Африку и принять участие в сафари на львов и крокодилов. Во время поездки он потратил все свои сбережения, а чтобы расплатиться с кредиторами, пришлось заложить все имеющееся у него движимое и недвижимое имущество, включая уникальный особняк. Любимый дом Городецкому пришлось продать – кредитору нажимали на него, требуя своих денег как можно быстрее, он пожелал новым хозяевам особняка всяческих неприятностей, собрал вещи, и покинул «Дом с химерами». Менее чем за два десятилетия, пока особняк не стал государственной собственностью, его хозяева постоянно менялись. В нем жил и французский консул, а потом находилась контора общества сахарных заводов, «Домом с химерами» владел и господин С. Немец, а потом располагался штаб военно-трудовой дружины, в впоследствии – общественная поликлиника.
То ли особняк неправильно эксплуатировали, то ли во время строительства была допущена серьезная ошибка, но уникальный особняк дал трещину, ширина которой составляла 40 сантиметров, чуть не развалившись на две части. Но реставраторам удалось спасти архитектурный шедевр. Устаревшие сваи, уже отслужившие свой срок, были заменены на новые надежные сваи. Архитектор Вадим Ильченко, работающий в группе реставраторов особняка, считает спасение «дома с химерами» просто чудом.
За годы советской власти пострадали не только несущие конструкции здания, но и его внутреннее убранство. Реставрация интерьеров архитектурного шедевра началась только в 2002 году по приказу Президента Украины, когда уникальное здание было решено использовать в качестве малого дома приемов.
Планировалось в свободное от приема иностранных послов время проводить экскурсии для туристов и киевлян, желающих посмотреть «Дом с химерами» изнутри. Хотя реставрация была закончена в 2004 году, президент так и не переехал в это здание, а следующий новоизбранный президент тоже, что чем-то напоминает мистику. Может, дух архитектора Владислава Городецкого, не желающего покидать свой любимый дом, им мешает?
Тем не менее, интерьер «Дома с химерами», восстановленный в первозданном виде, является уникальным, ни в одном здании архитектор не повторял ничего подобного. Только здесь массивные лестницы украшают оригинальные балясины в форме лап орла, а необычный потолок украшен ананасами. Холл особняка напоминает дворец морского царя, он украшен огромным спрутом и различными ракушками, отлитыми из бетона. Несмотря на столь необычный для этого материал, ракушки выглядят хрупкими, а сверху, для придания красоты и сходства с настоящими дарами моря, они покрыты перламутром. Натальи Косенко, руководитель группы реставраторов, сумела воссоздать цветовое решение интерьера «Дома с химерами», но в оформления были внесены и новшества – по сохранившимся рисункам Владислава Городецкого с изображением газелей было сделано оформление стен в виде фресок. Четко назвать архитектурный стиль особняка городецкого не могут ни искусствоведы, ни историки, ни нынешние специалисты по работе с недвижимостью. Архитектура «Дома с химерами» эклектична, а наиболее ярко в нем проявляются черты готики и модерна.
Прогуливаясь по Киеву, можно увидеть еще один архитектурный шедевр, построенный по проекту Владислава Городецкого, это здание, расположенное по адресу: улица Олеся Гончара 33. На прохожих сверху смотрит охраняющий здание каменный лев, а вход во двор надежно закрыт от любопытных глаз красивыми массивными металлическими воротами. Архитектор Вадим Ильченко считает этот киевский памятник архитектуры копией одного из парижских особняков, так как Франция считается родиной модерна.
Владислав Городецкий после Октябрьской революции не остался в стране, охваченной гражданской войной, он переехал на территорию Ирана, чтобы украшать необычными архитектурными творениями персидские улицы, создавая уже другие проекты под влиянием персидских традиций. Тем не менее, одна из киевских улиц названа в честь Городецкого, сумевшего придать древнему городу оригинальность и великолепие, за что его и чтят местные жители.
Неторопливо прогуливаясь по Киеву от Пассажа в сторону района Липок, можно увидеть необычный памятник. Архитектор Владислав Городецкий, застывший в бронзе, в старинной шляпе, присел за столик и коротает время за чашечкой ароматного кофе.
Архитектор оставил киевлянам в наследство не только уникальные, оригинальные здания, но и массу нераскрытых загадок и тайн. Ни один искусствовед не может ответить на вопрос, к какому стилю можно отнести католический костел Святого Николая, издали отдаленно напоминающий замок из песка. Киевлян интересуют, почему лягушки, украшающие «Дом с химерами», так загадочно улыбаются, и почему у изваянных из камня женщин на голове находятся не обычные волосы, а оригинальные цветы и цепи? По какой причине личный особняк архитектора пускает посетителей лишь на короткое время, и чем-то мешает поселиться кому-нибудь здесь надолго? А загадочная бронзовая фигура Владислава городецкого лишь улыбается, предлагая киевлянам и гостям города раскрыть его тайну самостоятельно.
Автор Ольга Салий