Кофейные тайны Киева
Считается, что особой популярностью кофе у киевлян стал пользоваться не так давно – примерно в 50-е годы XX века, когда стоявший у руля советского государства Н.С.Хрущев приподнял «железный занавес» и стал налаживать связи с Западом. Но на самом деле все совсем не так – киевляне пристрастились к этому замечательному напитку более трех столетий назад.
Считается, что особой популярностью кофе у киевлян стал пользоваться не так давно – примерно в 50-е годы XX века, когда стоявший у руля советского государства Н.С.Хрущев приподнял «железный занавес» и стал налаживать связи с Западом. Но на самом деле все совсем не так – киевляне пристрастились к этому замечательному напитку более трех столетий назад.
Судя по всему, моду на кофе в Киеве ввел выходец из Шотландии Патрик Гордон, который в 1677 году был назначен на пост киевского коменданта. Скорее всего, в то время украинский кофе был исключительно горьким, так как добавлять в напиток сахар или сливки в Европе научились только несколько лет спустя. Тут, кстати, тоже не обошлось без украинцев – первым кофейным новатором, сделавшим напиток сладким, стал казак из Вены Юрий-Франц Кульчицкий.
Кофе по-венски, снискав огромную популярность в Европе, вскоре добрался и до Украины. Согласно архивным документам, в XVIII веке часть жалованья чиновников городского магистрата (в то время так называлась мэрия) составляли кофейные зерна и сахар. А к середине XIX века кофе стал излюбленным питьем клиентов здешних кондитерских. Зерна привозились из-за рубежа и проходили обработку на киевских кофейных фабриках.
В начале прошлого столетия за Киевом окончательно закрепился статус «кофейного города». Тут и там открывались небольшие «кавярни», где каждый, заплатив 20 копеек, мог насладиться чашечкой свежесваренного бодрящего кофе. Цена, между прочим, отнюдь не маленькая, например, кружка лучшего пива с раками обошлась бы в 5-6 копеек. Но зажиточных киевлян не останавливала высокая цена, и количество кофеманов росло из года в год. Кофейни стали неотъемлемой частью города, приезжие старались во что бы то ни стало посетить одно и знаменитых киевских кафе, а помогали туристам в этом путеводители, в которых обязательно размещалась информация о лучших заведениях города.
В 1914 году кофейни Киева были ничем не хуже западноевропейских аналогов. Одними из лучших заведений считались «Petit Cafe» и «Кофейня на паях». Особенно киевлянам полюбилась кондитерская, которую держал швейцарец Семадени. Располагалась она на углу ул. Институтской и Крещатика – приблизительно в том месте, где сейчас находятся ступени памятника Независимости. В нескольких сотнях метров было здание Биржи, так что в дневное время биржевики частенько наведывались в кондитерскую и заказывали чашечку кофе. В уютной обстановке решались важные дела, заключались контракты, обсуждались сделки. Трехногие столы, сделанные из мрамора, были исписаны цифрами – брокеры подсчитывали убытки и доходы. «Городская неофициальная биржа» — так называли швейцарскую кондитерскую в народе. По всей видимости, именно здесь зародилась сохранившаяся и поныне киевская традиция пить кофе, обсуждая важные деловые вопросы.
Однако, многие клиенты посещали кофейни совсем не для того, чтобы обсудить дела или отведать швейцарской выпечки. Там они могли ознакомиться с последними новостями. Ведь владельцы кафе и кондитерских выписывали свежую прессу со всего мира, тут можно было наряду с местной периодикой полистать польские, немецкие, бельгийские, французские газеты. Выписывать столько газет не каждому было по карману, а в кондитерской они доступны всем, причем совершенно бесплатно – этот факт привлекал немало посетителей. Погрузится в чтение иностранно прессы, неспешно потягивая кофе из маленьких чашечек – это стало одним из любимых занятий киевских джентльменов.
Те, кто хотел насладиться чашечкой кофе в более спокойном месте, нежели в шумной от слабо скрываемых эмоций биржевиков кондитерской Семадени, выбирали для отдыха другие заведения. Благо, выбирать было из чего, особо прославились своей уютной обстановкой кофейни «Жорж» и «Франсуа».
Если в швейцарской кофейне клиентура состояла в основном из коммерсантов, то люди искусства облюбовали «Варшавское кафе», располагавшееся на ул. Лютеранской. Здешними завсегдатаями были известные писатели, актеры, журналисты. Кофе тут был таким же ароматным, как у швейцарца, а цены гораздо ниже. Одной из категорий клиентов этого заведения стали шахматисты, для них даже было выделено помещение, где были установлены специальные столы. Шахматные баталии здесь могли разгораться до поздней ночи, а шахматисты постоянно заказывали кофе, коньяк, вино, одним словом, и сами неплохо время проводили, и владельцам заработать давали. Кстати, эта шахматная комната может считаться местом историческим – именно в тут ведущие киевские шахматисты решили, что соперником Хосе-Руаля Капабланки, который должен был приехать в феврале 1914 года, станет Е.Боголюбов.
Дешевый, но тем не мене прекрасный по вкусовым качествам кофе подавали в городских молочных. Среди прочих можно было выделить две наиболее популярные: «Центральную молочную» и «Лифляндскую молочную».
С приходом советской власти кофе стал постепенно терять былую популярность, его заменил чай и другие напитки. Первоначально дело было в экономической несостоятельности Советского Союза – привозить зерна из-за границы, закупая их там за твердую валюту просто не было возможности. Внесла свою лепту и борьба со всем западным: кофе, который до революции был доступен в основном только высшему обществу, признали «буржуазным напитком». И только при Хрущеве кофе стал отвоевывать утраченные позиции. Поэтому-то многие убеждены, что кофе в Киев пришел всего полвека назад.
Автор Андрей Гецевич