Свято-Покровский монастырь. Второе рождение
Свято-Покровский монастырь в Киеве
Величественный Киевский Свято-Покровский монастырь – это взлеты и падения, бурное развитие и трагическая история, которую он разделил вместе с другими православными храмами, лаврами и монастырями. В годы советской власти, когда духовность была заменена атеизмом, монастырь опустел, его богатое имущество, накапливаемое долгими десятилетиями, было разграблено, а сама святыня и хранившиеся в ней реликвии безжалостно осквернены, но здания монастырского комплекса, к счастью, не были разрушены.
Статья
Фотографии 12
Карта
Справка
Комментарии
Величественный Киевский Свято-Покровский монастырь – это взлеты и падения, бурное развитие и трагическая история, которую он разделил вместе с другими православными храмами, лаврами и монастырями. В годы советской власти, когда духовность была заменена атеизмом, монастырь опустел, его богатое имущество, накапливаемое долгими десятилетиями, было разграблено, а сама святыня и хранившиеся в ней реликвии безжалостно осквернены, но здания монастырского комплекса, к счастью, не были разрушены. Свято-Покровский женский монастырь является общежительным, это означает что все монастырское имущество общее, а все монахини всю трудную работу распределяют между собой. А в монастырских храмах во время богослужений регулярно проводятся панихиды, посвященные княгине Александре Петровне, корни родового древа которой восходят к династии царского дома Романовых. Великая княгиня является основательницей этого монастыря. А ее благочестивый образ жизни снискали ей славу и уважение еще при жизни.
Немецкая принцесса Александра – Фредерика – Вильгельмина в 1856 венчалась браком с великим князем Николаем Николаевичем, братом российского императора Александра II, которого народ надолго запомнит как освободителя, разорвавшего оковы крепостного права для русского и украинского крестьянства; на тот момент принцессе не исполнилось еще и восемнадцати лет. Крещеная в православие, известная среди жителей Российской империи под именем Александры Петровны, она всю свою жизнь занималась благотворительностью, помогала обездоленным, строила храмы. Великая княгиня в течение почти двух десятилетий являлась председателем Общества детских приютов, в ведении которого находились больше пяти тысяч сирот и беспризорных. Несмотря на доброту и благочестие княгини, судьба преподнесла ей тяжелый удар, Александра Петровна чуть не погибла, а ее здоровье было подорвано окончательно. Во время пребывания в Киеве с ней случилась трагедия, лошади вдруг понесли, ее карета перевернулась, а великая княгиня через открывшуюся дверь кареты выпала на твердую брусчатку, в результате чего получила серьезную травму позвоночника. После этого ей уже было тяжело вернуть в туманный Санкт-Петербург, отличающийся влажным климатом, и Александра Петрова решила остаться в Киеве, хотя располагала собственным дворцом в Алупке, на южном берегу Крымского полуострова.
С разрешения российского императора Александра III, только что взошедшего на престол, великая княгиня поселилась в киевской резиденции царского дома Романовых, недалеко от днепровских склонов, которая сейчас называется Мариинским дворцом. Через какое-то время она переезжает в другой район Киева – на Липки, в дом графини Колонна — Чосновской, расположенный по улице Виноградной. К этому времени Александра Петровна уже не могла ходить, передвигаясь только на инвалидной коляске, она уже была парализована. Но, несмотря на все удары судьбы, великая княгиня решила основать на территории Лукьяновки, в то время считающейся предместьем Киева, монастырский комплекс, в которым будут многочисленные благотворительные учреждения, в том числе приют для женщин из бедных семей, желающих посвятить свою жизнь служению церкви и заботе и ближних. Она выкупила земельный участок, подходящий для строительства монастыря, уплатив по тем временам немалую сумму – 50 тысяч рублей. Создание проекта монастырского комплекса было поручено известному архитектору В. Н. Николаеву, который разработал планы и монастырских церквей, и корпуса с кельями для инокинь, и здание приюта, и планы всех хозяйственных построек, разработав единый стиль архитектуры монастырского комплекса.
При монастыре была построена и больница для неимущих, в которой они могли проходить бесплатное амбулаторное лечение, на момент строительства это была одна из лучших больниц на всей территории Российской империи. А работающие здесь медицинские работники были способны принимать до 500 пациентов в день, причем без создания толпы и тесноты. Уже через год после открытия больницы Свято-Покровского монастыря в ней выполнялись рентгеновские снимки, что на тот момент было новшеством даже в лучших больницах Санкт-Петербурга. Согласно статистическим показателям, во время операций, производимых в больнице, смертность пациентов была минимальной; она не превышала 4%. Между тем, ежегодно проводилось не менее 300 хирургических операций. По тем временам столь удачные показатели многие объясняли вмешательством сверхъестественной силы. Но ничего удивительного в этом не было – в больнице работали высококвалифицированные врачи, а младший медицинский персонал, численность которого превышала 100 человек, осуществлял надлежащий уход за больными. Больных хорошо кормили, а в рацион входили высококалорийные продукты, такие как мясо, масло, молоко и яйца. Больным давали сладкий чай со свежими булками, и супы, и зеленые борщи, и тушеную картошку, по назначению врача пациенты принимали даже вино, которое помогало повысить гемоглобин. Хотя средний статистический показатель свидетельствует, что обычно курс больничного лечения длился 28 дней, но пациенты, страдающие тяжелыми заболеваниями, могли находиться в монастырской лечебнице годами, пока их состояние здоровья нормализировалось.
На территории Свято-Покровского монастыря находилась и двухэтажная аптека, в которой малоимущие граждане могли получить все необходимые лекарства, изготовляющиеся прямо здесь, в провизорском отделе. Единственным требованием для получения лекарства являлось наличие рецепта, выписанного врачом монастырской больницы. Лечебница включала отдельный приют для слепых, корпус для неизлечимо больных, которые содержались отдельно от остальных пациентов, а для больных инфекционными заболеваниями были построены бараки, расположенные чуть поодаль от других строений монастырского комплекса. Александра Петровна также поселилась в Свято-Покровском монастыре. Несмотря на свой высокий титул, она заняла скромную келью, почти ничем не отличающуюся от жилья инокинь. Как настоятельница, великая княгиня выполняла управление монастырем, особенно тем, что касалось монастырского хозяйства. Архивные документы свидетельствуют, что расходы княгини в те годы контролировались спецслужбами, не раз приезжали проверяющие, проводящие контроль всех бухгалтерских документов. Расходы по возведению и содержанию монастыря и лечебницы действительно были высокими, но никаких намеков на черную бухгалтерию никто из контролирующих органов не нашел.
Чудо случилось и в жизни Александры Петровны, то ли благодаря заботе медиков, то ли с помощью молитв, но великая княгиня поднялась на ноги, быть может, этому способствовал и ее благочестивый образ жизни. Ежедневно молившись перед иконой Почаевской Божией Матери, княгиня в благодарность за свое выздоровление стала сама ухаживать за больными, омывала им раны, купала лежачих больных, работала сиделкой при монастырской больнице, даже помогала хирургам во время операций. А в 1894 году Священный Синод решил приписать к имуществу Свято-Покровского монастыря и бедную Межигорскую обитель, финансовое положение которой было совсем бедственным. Хотя для Александры Петровны это была обуза, она согласилась без колебаний, для нее дополнительные трудности являлись волей Божией, а в результате объединение и Межигорский монастырь смог поправить свои дела.
Постригшись в монахини под именем Анастасии, великая княгиня Александра Петровна в Свято- Покровском монастыре провела последние годы своей жизни. Одним из ее достижений являлось и строительство собора, названного в честь Святого Николая, он был заложен в 1896 году, а при закладке первого камня присутствовали взошедший на престол российский император Николай II вместе со своей женой, Александрой Федоровной. Сам император пожертвовал на строительство собора в честь его покровителя немалую сумму – 80 тысяч рублей. Строительство собора Святого Николая, без проведения отделочных работ, было завершено к 1900 году, княгиня – настоятельница еще смогла увидеть его величественный контур, но окончания отделочных работ она так и не дождалась. Старые болезни обострились, и Александра Петровна скончалась, выполнив свою земную миссию. Ее похоронили на территории Свято-Покровского монастыря, посреди монастырского сада, недалеко от величественных стен Покровского храма, на могиле появился обычный деревянный крест – таково было завещание княгини, не желавшей никаких почестей после своей смерти.
С приходом советской власти, хоть и не сразу, Свято-Покровский монастырь в Киеве был закрыт, а его инокини изгнаны. Так и стоял он в запустении с 1925 года по 1942 год, когда с приходом фашисткой оккупации монахини вновь потянулись в свою обитель, двери монастыря распахивались перед всеми страждущими. А после войны власти уже не решились закрывать монастырь, а инокини быстро организовали в нем и госпиталь для раненых и инвалидов войны, и лазарет, ухаживая за каждым больным. В 1981 году монастырское подворье загорелось, и некоторые постройки пострадали, но монахини смогли втайне от коммунистически настроенных властей заново сделать фресочную роспись собора Святого Николая. За годы советской власти монастырю был нанесен серьезный ущерб, он потерял большую часть прилегающей территории, на которой были построены высотные дома. Некоторые хозяйственные постройки были разрушены, в других разместились различные государственные учреждения, ремонтные мастерские, и даже… абортарий, словно в насмешку над религиозными чувствами инокинь.
После распада СССР Свято-Покровская обитель словно приобрела вторую жизнь, все постройки восстанавливаются, возрождается монастырская жизнь по уставу, а в монастырских кельях проживает более 300 инокинь, молящихся за возрождение свой обители. Был восстановлен храм Агапита Печерского, а в настоящее время планируется воссоздание Собора Святого Николая, который в годы советской власти был взорван по приказу коммунистических властей, а правительство обещало выделить денежные средства на воссоздание пятнадцати величественных золоченых куполов – маковок, которые были главным украшением собора. В настоящее время монастырский комплекс признан памятником историко-культурного наследия.
Автор Ольга Салий
Статья
Фотографии 12
Карта
Справка
Комментарии