История празднования Масленицы, традиции и обряды
Какие картины встают у вас перед взором, когда вы слышите слово «Масленица»? Весёлые зимние дни, наполненные шумом голосов и музыкальных инструментов, вкусные запахи блинов, перезвон колокольчиков на тройках. Купола церквей, сияющие на солнце, медные самовары и чаепития, а также кулачные бои молодых парней...
Люди и поныне празднуют «Масленицу», но не все знают, что это – один день, или несколько, как праздновали Масленицу наши предки, какие традиции связаны с этим событием? Давайте же вспомним, откуда появился этот разудалый праздник…
«Хоть себя заложи, а масленицу проводи!»
Русская пословица
Какие картины встают у вас перед взором, когда вы слышите слово «Масленица»? Весёлые зимние дни, наполненные шумом голосов и музыкальных инструментов, вкусные запахи блинов, перезвон колокольчиков на тройках. Купола церквей, сияющие на солнце, медные самовары и чаепития, а также кулачные бои молодых парней...
Вопреки распространённому мнению, Масленица – языческий праздник, изменивший «формат» под воздействием православной церкви. Изначально, в дохристианской Руси, это весёлое празднество называлось «Проводы зимы». Многие жители небольших населённых пунктов СССР, наверняка помнят весёлые воскресные гуляния с одноимённым названием, которые устраивались местными администрациями в «застойные» годы. Сейчас мы снова говорим «Масленица», но не все знают, что это? – один день, или несколько, как праздновали Масленицу наши предки, какие традиции связаны с этим событием? Давайте же вспомним, откуда появилась эта разудалая Масленица…
Как известно, церковный календарь заимствовал многие языческие праздники. Масленица – не исключение. Праздник радости и удальства, с пиром горой и кулачными побоищами, Масленица широкая, пьяная, разорительная — аналог латиноамериканского «карнавала» с танцами на площадях и демонстрациями откровенных нарядов. И Масленица, и карнавалы вот уже более тысячи лет подвергаются гонениям со стороны церкви, которая надеется обуздать их дикий нрав. Но только всё без толку…
Откуда веселье-то? А чего ж ему не быть? — весна же скоро, вот и веселимся!
Наши предки почитали солнышко, как Бога, и в благодарность за то, что оно начинало пригревать всё сильнее и сильнее, пекли сначала пресные лепёшки (круглые, как солнце), а когда узнали заквасное тесто, то в традицию вошло печь блины. Съедая блин, наши прапрапра… дедушки и бабушки верили, что с ним они получают частичку солнечного тепла и света.
После того, как Православная Церковь придала новый статус проводам зимы, Масленица стала неделей, предваряющей пост. По задумке церкви, в эти дни люди должны были заниматься примирением с ближними, прощением обид, подготовкой к «покаянному пути к Богу» — ведь до Великого Поста оставалось всё меньше дней. Кстати, из-за близости к посту у Масленицы есть второе название — «сырная седьмица», означающая, что в эту неделю ещё можно было есть молочные продукты. Но мясо уже было под запретом.
Итак, церковные патриархи призывали «не веселиться, теряя голову и совесть». Давайте посмотрим, так ли было на самом деле?
Гулянья на Масленицу длились всю неделю. Не было другого праздника, который проходил бы так разгульно и весело. Ведь народ говорил – «Если вволю не потешишься на Масленицу – жить будешь в горькой беде»!
… В понедельник, который назывался «Чистая Масленица – широкая боярыня», катали на санях Масленика и Масленицу, а после торжественно усаживали их на самом видном и высоком месте, как жениха и невесту. Кто такой Масленик? – спросите вы, и удивитесь, узнав, что прообразом этого персонажа был бог-громовик из языческих мифов. А «прототипом» Масленицы была Снегурочка – божество, дающее и забирающее жизнь.
Свёкор и свекровь с утра отправляли невестку к отцу и матери, чтобы вечером самим придти в гости к сватам. Тут, за чаркой и договаривались, каким образом проводить время масленичной недели, когда кататься по улицам, и кого звать в гости.
Во вторник, на «Заигрыш», на рассвете, Масленица вывозилась на центральную площадь, вокруг водились хороводы, молодёжь каталась на качелях и с гор, почтенные семейные пары ходили друг к другу в гости. По улицам гуляли группы одетых в маски ряженых, которые устраивали импровизированные концерты везде, где заблагорассудится. Отдельно стоит сказать о «позыватках» — людях, через которых одни семьи приглашали к себе в гости других. «Позываток» при встрече угощали вином и блинами, оказывая почёт и уважение, прося поклониться хозяевам с детками и всем домочадцам. Отказ от посещения звучал в виде выражения: « У нас у самих состроены горы и гости прошены». Такой отказ был, обычно истолкован тем, «дочку хотят выдать за другого». Здесь, как и во многих русских забавах и потехах заметны мотивы сватовства, ведь, при положительном развитии событий, по окончании Великого поста можно было сыграть на Красную горку свадьбу.
Среда – «Лакомка» — дала «путёвку в жизнь» поговорке «Не житьё, а масленица». В этот день ели столько, сколько приемлет душа, повсюду устанавливались палатки с горячим сбитнем, калёными орехами и медовыми пряниками. Начинали работу передвижные театры, проводились народные гуляния и ярмарки. В семьях накрывали столы с угощениями, среди которых на первом месте были блины.
«Разгульный четверток» имел ещё одно название «Четверг-перелом», которое напоминает о последствиях кулачных боёв, залихватских катаний с горок и провозов по улицам и спускам подожженных телег. Часто на улицах можно было видеть, как везли мужика-балагура, сидящего на специальных санях. У мужика было горящее колесо – один из символов праздника, а за санями шёл народ с прибаутками и песнями. Другим символом Масленицы был медведь – или настоящий, закованный в цепи, или переодетый медведем человек. Одной из забав русских мужиков была борьба с этим медведем, разумеется, с настоящим.
Пятница, «Тёщины вечерки» – день, в который наиболее ярко проявлялась особенность многих русских обрядов: содействовать знакомствам и свадьбам молодёжи. Молодожёны в этот день были в почёте: выезжали в нарядных и расписных санях, приходили в гости ко всем, кто был у них на свадьбе. Но главным событием являлись визиты зятей к тёщам, которые пекли блины специально для этого случая. Не придти к тёще считалось равносильным оскорблению, и такая обида могла быть источником вечной вражды между тёщей и зятем.
Суббота – «Золовкины посиделки», считалась семейным днём. В субботу невестки принимали у себя гостей, родных мужа. А если сёстры мужа – золовки – были ещё не замужем, то, в таком случае, невестка приглашала и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка одаривала подарками своих золовок.
Воскресенье, «Прощённое воскресенье», называли ещё «Целовальник». Люди ходили по дворам, целовали встречных и просили прощения друг у друга. Завидев знакомого, обычно говорили: «Прости меня, пожалуй», а другой отвечал: «Бог тебя простит». Смысл прощения – в очищении от грехов перед Великим постом.
Новобрачные проезжали на санях по своим родным, одаривая тестя и тёщу, дружек и сватов в ответ за свадебные подарки. В этот, кульминационный день празднества, многие рядились в шкуры животных, изображая злых духов. Жители деревни палками выгоняли их за околицу вместе с чучелом соломенной Масленицы, где инсценировалось избиение нечисти, там же сжигалась и Масленица на костре из соломы и старых вещей. В костёр бросали всё, что не пригодится в новом году, освобождаясь, таким образом, от хлама. Оставшийся от «хозяйки зимы» пепел развеивали по полям в честь будущего урожая. Детям выпекали «куликов» и «жаворонков» из теста. Ребятишки, с печёными «птицами» в руках забирались на крыши сараев и домов, зазывая раннюю и тёплую весну.
… Позже, когда в привычки народа уже вошла проповедь «покаяния, примирения и всепрощения», праздники стали проходить не в пример спокойней.
Первые дни масляной недели полным ходом шла подготовка к гуляниям: прибирали избы, готовили дрова для масленичных костров. Основные торжества проходили в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – в так называемые «дни широкой масленицы». Все гуляния и развлечения, по традиции, проходили на улице.
Но, несмотря на более «тихое» течение масляной недели, в гуляньях принимали участие абсолютно все жители, за исключением тех, кто не мог подняться с печи из-за старости или болезни.
… Одетые в праздничные, нарядные одежды – парни и девушки, семейные пары и дети, старухи и старики – все шли на ярмарку, по пути поздравляя друг друга; там, на ярмарке, делали покупки и дивились сценкам и чудесам в балаганах – маленьких передвижных театрах; смеялись над скоморохами, кукольными представлениями и «медвежьими потехами» — выступлениями вожака с медведем.
Каждый находил себе забаву. У лотошников-коробейников можно было полакомиться калачами и пряниками, отведать орехов в сахаре, сбитня из хрена, мёда, воды и дрожжей, или чая из самовара, и, само собой, поесть горячих блинов. А молодёжь развлекалась катанием с гор.
… Для устройства головокружительных «гор» заливали водой настоящие склоны холмов, создавая ледяные спуски. Такая трасса могла переходить в ледяную дорожку, спускавшуюся к озеру или реке. Горки украшали – развешивали фонарики, ставили ёлки. Вечером на горе собиралась вся местная молодёжь. Катались на всём, что попадётся: на шкурах, ледянках (в ту пору это были расплющенные корзины), коньках, рогожах, катульках (специально выдолбленных досках), корежках (корытах), и даже на скамейках, перевёрнутых вверх ножками.
Дети катались по несколько человек. Чтобы показать свою удаль, парни скатывались с самых крутых и высоких гор на корёжке, лавируя на грани падения. Однако, наиболее часто катались в санях парни и девушки, по двое: после окончания спуска девушка должна была парня поцеловать. Если она отказывалась это делать, то остальные представители молодёжи сани «замораживали», то есть не выпускали с саней обоих, пока они не поцелуются.
Обычай требовал участия в катании и молодожёнов. Они съезжали под крики парней и девушек: «Солите рыжиков!», что означало «целуйтесь при всех». Если с горы катилась замужняя женщина, то считалась, что её ждёт большой урожай льна.
… Катания на санях, которые происходили в дни праздника Масленицы, назывались «съездками». На тщательно вымытых лошадях с расчёсанными гривами, в праздничной упряжи, катались практически все жители села: с утра – молодёжь, в течение дня – молодожёны, а семейные, особенно «кондовые, богатые крестьяне и большаки» — к вечеру. С шумом и весельем выезжали на катание парни и девушки, бубенцы звенели, полотна, привязанные к саням, развевались на ветру, звучали песни под гармонь. Молодожёнам полагалось ехать не торопясь, степенно, кланяясь с достоинством всем встречным и останавливаясь, чтобы принять пожелания и поздравления. Торжественно оформлялся и выезд богатых семей: сначала хозяин подводил к дому лошадей в упряжи, хозяйка тщательно раскладывала в санях красивые подушки, войлочную или меховую полость, повязывала к дуге полушалки, ленты. Затем празднично одетая семья выезжала на прогулку: спереди – хозяин с сыном, сзади – хозяйка с дочерьми. Старики с крыльца наблюдали парадный выезд, дети бежали с криками за санями. Катались на съездках обычно часов около шести, прерываясь, чтобы дать отдых лошадям и зайти ненадолго к родственникам. Катания проходили по установленным правилам: сани следовали одни за другими по центральной улице, либо вкруговую, не превышая скорости и не обгоняя других.
… На площадях, помимо катаний с горок, специально сколоченных по случаю праздника, помимо каруселей и качелей, проходили состязания в ловкости и силе: кто-то штурмовал гладкий столб, в надежде забрать привязанный к верхушке приз, кто-то собирал ватагу, чтобы померяться силой в кулачном бою.
… Команды для кулачных боёв составлялись по принципу территориальной или социальной общности участников. Бились жители разных концов деревни или двух деревень, помещичьи крестьяне с «монастырскими» и т.д. У кулачных боёв было мало общего со спонтанными драками: место отбиралось заранее, стороны договаривались о количестве участников и правилах, выбирались атаманы. В процессе подготовки «бойцы» — мужики и парни, парились в бане, ели больше хлеба и мяса, которые, по народным поверьям, придавали смелость и силу.
Тактически групповые бои напоминали военные сражения: тот же фронт, те же построения «свиньёй», засады и т.п. Бои шли с соблюдением правил: не биться «по-увечному», сзади и лежачего не бить, также не бить «мазку» (когда появляется кровь) и т.д. Ещё одна интересная особенность – участники противостоящих «фронтов» всегда относились к одной возрастной категории. Такие группы могли смениться до трёх раз: сначала подростки, потом парни, а после – молодые мужики. Завершались бои бегством проигравших с «поля боя» и последующими весёлыми попойками всех участников.
… Много традиций было у русских людей в те времена, когда не показывали телевизоры, и не ездили по улицам машины. Однако, и сейчас мы видим на городских праздниках отчаянных мужиков, карабкающихся на ледяные столбы за не таким уж дорогим призом; и сейчас угощают блинами на Масленицу, и сейчас мы просим прощения у близких и друзей в Прощённое воскресенье… Может быть Масленица возвращается?
Автор текста Сергей Закко специально для www.goodtourist.ru
Автор рисунков, посвященных Масленице, художник Борис Кустодиев