Улицы Замоскворечья: исторические и архитектурные памятники

Памятники архитектуры Москвы и Замоскворечья с фото и картой

Россия » Москва и Подмосковье
 11.01.2010
Если вы хотите почувствовать великое дыхание Москвы, почувствовать все вехи и лета становления истинной русской культуры, вам непременно стоит прогуляться живописными улицами Замоскворечья. Каждый уголок этого стародавнего района несет свою историю, создает поистине непередаваемое ощущение непрерывной связи поколений и уносит во временном пространстве к истокам возрождения.
Статья Фотографии 21 Карта Справка Комментарии
К тому началу, когда в далеком XIII веке вдоль дороги на правом берегу Москвы-реки, ведущей от Кремля в вотчину Золотой Орды (ныне ул. Большая Ордынка), начали строиться русские и татарские поселения, названные впоследствии Заречьем.

К концу XIV века Заречье уже полностью застроилось деревянными зданиями. Знаменитый Пожар Москвы 1493 г., опустошивший Кремль, начался именно с Заречья (от церкви Николы на Берсеневке). Во избежание дальнейших пожарищ по приказу князя Василия Дмитриевича на отмели против Кремля был заложен Государев сад, давший начало образованию ремесленных слобод: садовников (ныне Садовническая набережная), кадашей-бочаров (теперь Кадашевская набережная), кузнецов (Новокузнецкие переулки), толмачей-переводчиков (Толмачевские), казаков (отсюда и 1-й и 2-й Казачьи переулки), кожевников (Кожевническая улица) и др. Кроме ремесел поселенцы занимались торговлей, чеканкой монет и другой различной деятельностью. Между поселениями было много полей и лугов, давшие впоследствии названия улицам Полянки, Лужниковской (ул. Бахрушина), Балчуг… Название последней, кстати, произошло от искаженного татарского слова «балчык», означающим «глина, грязь», так как тогдашнее Замоскворечье страдало от частых наводнений. Для борьбы с неблагоприятным природным явлением местность между Москвой-рекой и её старицей (ныне Водоотводный канал) соединили защитными рвами с основным руслом реки (отсюда название Раушской набережной).

После набега очередного врага – польской интервенции в начале XVII века Замоскворечье в который раз было сожжено. Но после того, как 24 августа 1612 года казаки и воины-ополченцы Кузьмы Минина сокрушительно разбили польский отряд, строения Замоскворечья стали восстанавливать в каменном «виде». Именно в этот период было возведено множество палат, сооружений и церквей, таких как Церковь Григория Неокесарийского, Церковь Николая Чудотворца в Пыжах, Церковь Воскресения в Кадашах и т.д.

Но Заречье изменило не только внешний облик. При Петре I слободской способ поселений постепенно угасает, а территория Заречья, внутри Садового кольца, застраивается дворянскими усадьбами и домами купцов. С этого времени Замоскворечье приобретает новый статус – купеческий центр Москвы. Ну, а с середины XIX века исторический район становится еще и промышленным. Здесь активно появлялись Центральная электрическая станция (ныне МГЭС-1), механический завод Г. Листа и литейный завод «В.Я. Гоппер и Ко» (впоследствии – Московский электромеханический завод им. Владимира Ильича), шоколадно-кондитерская фабрика «Эйнем» (ныне Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»), типография И.Д. Сытина и многие другие промышленные предприятия.

Однако есть и еще одна сторона Замоскворечья, о которой можно говорить нескончаемо много и увлекательно. Речь идет об уникальном альянсе культурных и исторических ценностей всего российского народа на одной территории.

Одной из таких неоспоримых жемчужин культурного наследия является знаменитая Третьяковская галерея – крупнейшая в мире коллекция русской живописи и графики, основанная купцом Павлом Третьяковым в 1856 году в купленном старом особняке на Лаврушинском переулке. История галереи тесно переплетается с историей развития и становления Замоскворечья. Жизненную и бытовую атмосферу здешних обитателей отобразили Федотов, Перов. Многие художники, чьи работы бережно хранит «Третьяковка», не только работали, но и жили в Замоскворечье: Тропинин, Крамской, Репин, Верещагин и многие другие.

При передаче в 1892 году Павлом Михайловичем Третьяковым коллекции в дар Москве, она насчитывала уже 1840 полотен. Сегодня ее фонд исчисляется цифрой приближенной к 150 тысячам произведений русской живописи, начиная с XI века и до наших дней.

В ограде Третьяковской галереи не уйдет от взгляда церковь Николы, что на Толмачах Церковь Николы, что в Толмачах (известная также как Духосошественская, по главному престолу Сошествия св. Духа), служащая в настоящее время домовым храмом-музеем. Данный Никольский храм упоминается с 1625 года, а в момент застройки «каменного» Замоскворечья, с 1697 года, благодаря весьма весомым пожертвованиям купцов Лонгина и Кондрата Добрынина, была выстроена каменная Духосошественская церковь, дошедшая до наших времен. За свою долгую историю храм не избежал закрытия в годы правления Советской власти (1929 г.), его колокольня была разобрана до первого яруса. Богослужения были возобновлены лишь в 1993. На данный момент церковь Николая Чудотворца в Толмачах полностью отреставрирована, а с 1999 в ней хранится всероссийская святыня – чудотворная икона Владимирской Божией Матери.

В Большом Толмачевском переулке (дом № 3) находится одна из крупнейших в стране и мире отраслевая библиотека – Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского. Здание библиотеки, окруженное роскошной чугунной оградой, изначально принадлежал А. П. Демидову – наследнику крупнейшего уральского горнозаводчика и известнейшего российского мецената П.А. Демидова.

Параллельно «Толмачевке», на Старомонетном переулке, красочно вписывается восточная сторона замечательного творения древнерусского зодчества – церковь Григория Неокесарийского Церковь Григория Неокесарийского. Данная пятиглавая святыня действительно восхищает своей живописностью с ярко-оранжевой колокольней и декоративными изразцовыми поясами и вставками с «павлиньим оком». Вход в церковь находится по адресу Большая Полянка, 29а.

Вышеупомянутая Третьяковская галерея – не единственный музей художественно-изобразительного искусства, находящийся в Замоскворечье. Обязательно стоит посетить и музей Василия Андреевича Тропинина (Щетининский переулок, 10). Музей интересен тем, что представленные работы В.А. Тропинина (19.03.1776- 03.05.1857) – выдающегося русского живописца, прошедшего путь от крепостного мальчика до крупнейшего портретиста, – по сути, являются началом своеобразного направления портретной живописи — «домашнего» портрета.

Безусловной гордостью Замоскворечья можно считать и литературное наследие нашего отечества.
На углу Ордынского тупика и Лаврушинского переулка располагается так называемый «Дом писателей». Построенный в 1937 году архитектором И. И. Николаевым, дом был уютной гаванью для таких знаменитых имен как: А.Л. Барто, И. Ильфа, Е. Петрова, Э.Г. Казакевича, А.С. Макаренко, Н.Ф. Погодина, Б.Л. Пастернака, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и многих других. А во дворе этого замечательного дома находятся большие древние каменные палаты, самая древняя (юго-западная) из которых берет свое начало в XVII веке.

А как же не посетить дом-музей А.Н. Островского (ул. Малая Ордынка, 9). Именно здесь 12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич. Детство, проведенное на тихих уютных улочках Замоскворечья, оказало большое влияние на творчество великого драматурга. Описание действий и обстановки, особый говор жителей тихого района, любовь к скворцам отобразилось в пьесах Александра Николаевича.

В 1984 году в этом доме, где родился знаменитый писатель, был открыт музей, коллекция которого состоит из личных вещей самого А.Н. Островского, членов его семьи, а также друзей-актеров. Экспозиция включает в себя не только о сценическое воплощение пьес драматурга в виде эскизов декораций, костюмов, афиш и рукописей, но также предметы, отражающих историю материальной культуры России ХIХ века. Кроме этого, в музей-усадьба не просто тихое напоминание о прошлом, частые детские праздники и Рождественская елка, не что иное, как передача богатых традиций из поколения в поколение.

Еще один небольшой  дом-музей Есенина на Большом Строченовском переулке, 24. В этом доме с 1911-го по 1918 год жил выдающийся поэт серебряного века Сергей Александрович Есенин. История двухэтажного деревянного дома насчитывает два пожара, в 1991-м году началось новое рождение здания по указу Юрия Лужкова, а в 1992-м году на деньги предпринимателей зданию вернули первозданный дореволюционный вид.

В музее С.А. Есенина красочно отображено все творчество поэта. Благодаря техническому оснащению можно услышать чтение стихов в исполнении автора, ощутить атмосферу создания незабвенных строк в этом доме и проникнуться духом эпохи серебряного века.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина Замоскворечье славится и историческими ценностями из области театра и кино. Театральный музей имени А.А. Бахрушина (улица Бахрушина, 31/12) – самый крупный в мире театральный музей, основанный в 1894 году купцом и знаменитым меценатом А.А. Бахрушиным. Он до конца своей жизни был директором данного музея и собирал документы, связанные с творчеством русских писателей и театральных деятелей. С 1909 года получил название литературно-театрального музея, а позднее, после передачи литературной части собрания в другие музеи – театральный. На данный час в фондах насчитывается более 1 миллиона экспонатов: письма и дневники актеров, тексты ролей с пометками исполнителей, многочисленные эскизы декораций и костюмов выдающихся театральных художников, портреты великих актеров и редкие фотографии, а также уникальные афиши и программы различных постановок как отечественных, так и иностранных трупп в России.

Посмотреть современные театральные постановки можно в филиале Малого театра на улице Большая Ордынка или посетить Театр эстрады под руководством Геннадия Хазанова.

В Замоскворечье находится и первый кинотеатр советской Москвы «Ударник», открывшийся 7 ноября 1931 года и рассчитанный на 1600 человек. И теперь «Ударник» представляет собой большой развлекательный центр, где люди всех возрастов могут провести свой досуг.

Перечислять все достопримечательности Замоскворечья можно долго и беспрерывно. Ибо каждая улочка, каждый переулок наполнены знаменательными событиями, дышат уютом, покоем и стариной. Все впечатление словами не передашь. Лучше доехать до станций метро «Новокузнецкая», «Третьяковская», «Павелецкая», «Добрынинская» — выйти на улицу, вдохнуть полной грудью воздух и впитывать, впитывать, впитывать тайны, хранимые историей…

Автор Михаил Ровда


Статья Фотографии 21 Карта Справка Комментарии
Рекомендуем почитать