Венеция — Биеннале с картой
Каждый нечетный год Венеция принимает выдающихся деятелей современного искусства, среди которых талантливые артисты, коллекционеры, кураторы. Сотни художников из десятков стран поражают публику своим творчеством. Именно здесь создается неповторимый синтез идей и образов, который найдет отражение в произведениях искусства во всем мире.
«Биеннале» – это итальянское слово имеет женский род, а на русский язык переводится как «двугодичник» – фестиваль, проводимый раз в два года.
«Биеннале» – это итальянское слово имеет женский род, а на русский язык переводится как «двугодичник» – фестиваль, проводимый раз в два года. Кстати, в Москве в последние годы также появилась традиция отмечать свою Биеннале, посвященную современному искусству. Вообще в мире их проводится более тридцати.
Практически все, кому удалось посетить венецианский фест, пытаются сравнить его с другими «доморощенными биеннале». Венеция для мира искусства – это знак качества, каким для кино является Каннский фестиваль, для оперы – театр Метрополитен, для балета – Мариинский театр. И как бы ни старались организаторы подобных мероприятий в Москве, Стамбуле или Праге, им вряд ли удастся переплюнуть Венецию, ведь ей на руку играют два немаловажных фактора – место и время.
Что касается последнего, что Венецианский смотр является одним из самых старых, поэтому его авторитет непререкаем. За более чем вековую историю фестиваль повидал немало: тут успели отметиться и знаменитые модернисты, и абстракционисты, и левые художники Чили, и скандальные английские живописцы. Этот город видел всех светил ХХ века, а его дворцы и каналы могут многое рассказать о самых смелых выставках современности.
В начале прошлого века на окраине Венеции в парке Джардини было построено тридцать павильонов разных стран мира, где и сегодня каждое государство представляет последние достижения в области искусства. Кстати, России принадлежит одна из самых раритетных построек – павильон, возведенный в 1914 г. по проекту архитектора А. Щусева, который также спроектировал Мавзолей Ленина на Красной площади. Те, кто в свое время не получил престижные места в садах, арендуют различные палаццо.
Один художник очень точно описал Венецианскую биеннале: «Там, где разочарует искусство, очарует город». Сюда стоить приехать, чтобы стать свидетелем потрясающего соревнования между старым и новым, между историей и современностью.
Помимо Венецианской, считающейся самой авторитетной, в мире проводится ряд других биеннале:
Стамбульская. Проводится каждый нечетный год с сентября по ноябрь. Ввиду своей необычности и размещения выставок в подземельях и церквях считается самой экзотической.
Берлинская биеннале, проводимая по четным годам в марте-июле, заработала статус самой радикальной.
Сиднейская. Проводится в первый месяц осени по четным годам. Несмотря на то, что находится так далеко от Европы, является одной из самых интересных.
Пражская. Эта биеннале для молодежи, более остальных пропагандирующая демократические принципы. Устраивается каждый четный год с конца мая до середины сентября.
Гаванская биеннале, проходящая весной четных лет, считается самой непредсказуемой из всех.
Раньше за проведение биеннале в Венеции отвечало итальянское правительство, но с недавнего времени фестиваль перестал быть государственным. Теперь это независимый фонд, глава которого для каждого вида искусства назначает отдельного комиссара. Структура выставки вследствие изменения ее статуса также поменялась. В 1999 году биеннале проводилась под лозунгом «dAPERTutto», эту итальянскую идиому на русский язык можно перевести как «открыто всему».
Обычно результаты конкурсной программы фестиваля были известны в самом начале его проведения: страну-победительницу чествовали уже на третий день. Однако несколько леи назад правила изменились – теперь, чтобы узнать, кто станет лучшим, нужно подождать до конца биеннале. У туристов, которые наводняют Венецию во время смотра, голова идет кругом: на каждом углу висят карты города с указанием всех проводимых выставок, коих насчитывается несколько десятков. Многие из них проводятся в роскошных палаццо, куда в другое время вход закрыт.
Все экспозиции посмотреть вряд ли удастся, поэтому лучше воспользоваться одним их двух путей, о которых говориться во всех путеводителях. В первом случае рекомендуется сначала ознакомится с павильонами, расположенными в Садах, а затем посетить главную экспозицию, устраиваемую в старинном Арсенале американским куратором Робертом Сторром. Второй путь – для ценителей, где вам предлагается посетить выставки звезд современного искусства.
Трудности будут как в первом, так и во втором случаях. Во-первых, обязательно возьмите с собой бутерброды, так как время ваше будет ограничено, и пообедать в ресторане вы просто не успеете. Во-вторых, приготовьтесь к тому, что ваше воображение будет в буквальном смысле атаковано мощным потоком образов. Эмоции, полученные на каждой следующей выставке, буду перехлестывать впечатления от предыдущей. Так что держитесь! Не такое уж это и легкое занятие – арт-забег.
Основные экспозиции Венецианской биеннале:
1. Павильоны в Садах. Тридцать павильонов, в которых представлены различные государства от Соединенных Штатов до Кореи.
2. Арсенал. Здесь, на тысячах квадратных метров бывших складов, проводится главная выставка, которую готовит кураторская команда.
3. «Sequences # 1». Проводится в палаццо Грасси, уникальное собрание произведений искусства нового тысячелетия.
4. «Art Tempo». Место проведения – палаццо Фортуни. Экспозиция этой выставки демонстрирует эффектный синтез старого искусства с новейшим.
Особую роль в проведении этого фестиваля играют государственные институты. Инициатором участия той или иной страны в Венецианском форуме может выступать только Министерство культуры этого государства. Данная особенность многими критикуется, некоторые выставки ставят себя в альтернативу биеннале, основываясь на других принципах. Но авторитет Венецианского смотра остается непоколебим. Еще бы, за столько лет как у организаторов, так и у участников накопилось немало опыта. Здесь помнят и 1937 год, когда в жесткой идейной борьбе через искусство сошлись немецкий и советский павильоны, и признание абстракционизма, который у нас вызвал ожесточенную борьбу с «компрачикосами» живописи, и утверждение американского поп-арта, стимулировавшего антиамериканские настроения в кругах европейских интеллектуалов, и репрезентацию трансавангардных тенденций, имевших место в последние 20 лет XX века. Помимо этого, в наше время принять участие в Венецианской биеннале – значит показать, что государство готово к интеграции в международную культурную жизнь, которая, по словам отечественных интеллектуалов и функционеров, крайне важна для органичного развития общества.
Венецианский фестиваль, как и его отпрыски во многих странах, пользуется безусловной популярностью. Конечно, успех биеннале во много зависит от того, насколько популярен в данный момент ее куратор. Но то, что аншлаг форуму обеспечен в любом случае – бесспорно. Самым ярким тому подтверждением является статистика посещаемости главных мировых биеннале: так, кассельская «documenta» в 2002 году приняла 651 тыс. посетителей, Сиднейскую выставку 2004 года посетила 281 тыс. гостей, Стамбул-2005 – 52 тыс., а Венецианский смотр 2005 года стал важнейшим культурным событием для 265 тыс. ценителей искусства. В среднем ежедневная посещаемость выставок составляет: 6510 для «документы», 1133 для Стамбула, 3902 для Сиднея, 1720 для Венеции. Хотя в данном случае качество гораздо важнее количества, несмотря на свою консервативность по сравнению с той же самой «документой», Венецианская биеннале – самая почетная.
С каждым годом фестиваль все ярче отражает одну из первостепенных целей своего существования – зрелищность. Для того, чтобы усилить эффект подачи экспозиций, в последнее время активно используются современные технологии – визуальные и аудио эффекты, компьютерные системы, мультимедийные инсталляции и презентации.
Автор Андрей Гецевич