Рассказ о Португалии и о достопримечательностях Лиссабона
Знакомство с Португалией надо начинать с Лиссабона. Не потому, что это столица государства, и не потому, что только сюда летают прямые рейсы из Москвы. Все это вторично. Главное – Лиссабон позволит доподлинно определить, подходит ли вам Португалия и нравитесь ли вы ей. Это город-лабиринт, город-пересмешник, он очарует вас своими узкими улочками, заманит игрушечными домиками, запутает немыслимыми перепадами. И очень скоро вы забудете, где верх, а где низ, где небо, а где земля.
На задворках Европы
Если хотите понять Европу – поезжайте в Португалию. В этой крошечной стране как в зеркале отражается история всей Европы — ее красота и бедность, слабость и сила, скромность и обаяние.
Опытные путешественники знают одну хитрость: чтобы понять город, не стоит стремиться в его центр. Нужно бродить по задворкам без цели и путеводителя. Тыкаться в старые тупички. Теряться и снова находиться. И однажды город явится вам в одном из старых двориков. Он будет в будничном, в шляпе и плаще, похож на простого прохожего. Он возьмет вас за руку и поведет знакомить со своими тайнами.
И это относится не только к городу, но и к части света. Например, к Европе. Для того чтобы понять и принять ее совершенно не обязательно лететь в Париж или Вену. Побродите по задворкам Европы, изучите ее дворики. Лучше всего для этой цели подходит Португалию. Эта крошечная страна повторяет Европу как самая маленькая матрешка повторяет большую.
Нет, правда, Португалия – это Европа в миниатюре. Некогда мощная, колониальная, блестящая. Сегодня скромная, а местами попросту бедная страна, у которой почти ничего не осталось кроме истории, красоты и хорошего вкуса. И непременной европейской драмы за спиной.
Сюжет драмы неприхотлив, но поучителен. В первом акте на героя обрушиваются несметные богатства. Во втором – он, обленившийся и развращенный, стремительно катится на дно. Наконец, в третьей части статус-кво восстанавливается и, потерявший почти всё, герой сталкивается с необходимостью как-то устраивать дальнейшую жизнь.
В главной роли в этом действе и выступает Португалия – некогда бедная, почти нищая и затем неприлично разбогатевшая в эпоху колониальных завоеваний. Это свалившееся с неба изобилие привело Португалию почти к полному упадку. В самом деле, какой смысл выращивать виноград на скалах, если можно рвануть в Бразилию, где много диких обезьян, золота и дармовой рабочей силы? Вот и рванули. А когда пришло похмелье, оказалось, что на родных землях некому работать. И что в итоге осталось Португалии на память о той же Бразилии? Статуя обнимающего мир Христа на берегу Тежу (копия монумента в Рио-де-Жаней-ро) да босанова, исполняемая на верхней площадке фуникулера Santa Justa.
Город-пересмешник
Историю своего взлета и падения местные жители помнят как «Отче наш». Эти люди трогательно наивны и восхитительно уютны. Они охотно снимут с себя последнюю рубаху, чтобы вы могли завернуть в нее дурацкие дешевые башмаки, купленные в Порту на улице Святой Екатерины между десятью утра и двумя часами дня (позже начинается сиеста и покупать будет решительно не у кого). Но они же обдадут волной презрения того, кто умудрится зевнуть в общественном месте. И их можно понять. Эти ребята сами однажды зевнули и прикрыли глаза, а когда открыли, не досчитались четверти населения. Именно этот исторический зевок и назвали потом колониальной экспансией.
Знакомство с Португалией надо начинать с Лиссабона (Лишбоа на местном наречии). Не потому, что это столица государства, и не потому, что только сюда летают прямые рейсы из Москвы. Все это вторично. Главное – Лиссабон позволит доподлинно определить, подходит ли вам Португалия и нравитесь ли вы ей. Вот он раскинулся перед глазами, украшенный бусами бесконечных лестниц, разодетый в сине-белые одежды из азулежу – расписанной глиняной плитки, которую так обожают португальцы. Это город-лабиринт, город-пересмешник, он очарует вас своими узкими улочками, заманит игрушечными домиками, запутает немыслимыми перепадами. И очень скоро вы забудете, где верх, а где низ, где небо, а где земля, где заканчивается сегодня и начинается вчера. И если в этот миг появится стремление рвануть в гостиницу – Португалия вам не подходит. Вам никогда не понять ее странной, непоследовательной и искренней души.
А вот если вы сядете за столик одного из бесчисленных кафе с желанием выпить чашечку кофе и остаться здесь навсегда, а дальше будь что будет, значит, рождается взаимность. И тогда берегитесь: Португалия – ревнивая барышня и она больше вас не отпустит. Вы, конечно, уедете, но когда-нибудь непременно вернетесь в эту кукольную страну и в этот игрушечный город. Однако не будем забегать вперед и отправимся на прогулку. Только не забудьте проудобную обувь: Лиссабон, как и Москва, стоит на семи холмах. И это, кстати, не метафора, а суровая реальность.
Начнем, пожалуй, с района Белен и знаменитого монастыря Жеронимуш, объявленного ЮНЕСКО достоянием мировой культуры. Причины побывать в Жеронимуше как минимум две. Первая – это самый красивый в мире монастырь, выполненный в стиле мануэлино (португальский ренессанс с уклоном в морскую тематику). И вторая – здесь похоронены двое из троих самых известных португальцев всех времен – Вас- ко да Гама и король Мануэл I. Васко да Гама, напомню, был первым европейским мореплавателем, достигшим Индии. А Мануэл I был королем, при котором это произошло, – тоже вполне себе повод быть увековеченным. Кроме того, имя этого монарха фонетически связано с уже упомянутым стилем в архитектуре – мануэлино. А уж что было вначале – король или стиль – теперь и не разберешь.
Осмотрев монастырь, не спешим уезжать. Мы еще не видели башню Белен. Удивительно красивая башня из белого известняка – памятник эпохе Великих географических открытий. Построенная на реке Тежу для защиты Лиссабона от нападений со стороны океана, она успела за свою почти 500-летнюю жизнь послужить и маяком, и тюрьмой, и складом оружия. А в наше время работает памятником и по совместительству символом Португалии.
А теперь в центр, на главную площадь столицы – Торговую, что в районе Байша (нижний город). Отсюда начинаем ввинчиваться в тесные лиссабонские улочки. И по пути не забываем смотреть во все глаза. Вот между домами протискивается красивый современный трамвай. Не отводите взгляд. Сейчас Лиссабон вытворит свой самый любимый фокус и достанет из шляпы вчерашний день. Внимание! Вот он – маленький желтенький доисторический трамвайчик, деревянный внутри и очень позитивный снаружи. Это не передвижной музей – просто очень старый трамвай, который ходит по маршруту. Когда-то, в 1980-х, местные власти решили избавиться от этих реликтов, но горожане, которые обычно и мухи не обидят, вдруг проявили несгибаемую волю, защищая любимых «желтеньких», как их тут называют. И муниципалитет пошел на попятную.
А вот и знаменитые столичные фуникулеры – Larva, Gloria и Bica. Собственно, фуникулеры – громкое название для тех же трамвайчиков, умеющих медленно, но верно пыхтеть в гору. И, разумеется, не забудем подъемник Santa Justa. Его построил ученик знаменитого Гюстава Эйфеля – Рауль Меснье де Понсарт. Этот фуникулер связывает верхний и нижний город, поднимая туристов на высоту 32 м. Наверху можно прекрасно отдохнуть в кафе: во-первых, насладиться великолепным видом, во-вторых, послушать гитариста, виртуозно исполняющего босанову. И неважно, что этот музыкальный стиль не имеет к Португалии никакого отношения, главное, чтобы создавалось настроение.
Аутентичной музыкой можно очароваться вечером в старом районе Лиссабона – Байрру-Алту. Здесь расположены лучшие рестораны, где звучит фаду. Это штука особая. Если описывать фаду знакомыми терминами, то это местный городской романс под аккомпанемент двух гитар – классической испанской и 12-струнной португальской, похожей на домбру-переростка. Португальцам для объяснения феномена фаду хватает одного слова – saudade. Жаль только, что перевести его почти невозможно. «Беспричинная светлая грусть», или «меланхолическое прекрасное одиночество», или еще «слезы без горечи». В целом понятно? Правильно, мне тоже было непонятно. А после того как послушал фаду, все встало на свои места. Это как осознать, что тебе уже под 40, а дерево не посажено, дом не построен, сын не выращен и единственное, что ты сделал толкового в жизни, – научился ловко наяривать на португальской гитаре. Как-то так.
Автор текста Алан Хурумов специально для www.goodtourist.ru