Интересный рассказ о красивых городах Португалии с фото
Ликер в шоколадном стаканчике, виселица, колдовской замок, колодец с девятью кругами Дантового ада. Это провинциальная, пока еще не слишком растиражированная Португалия, вдалеке от океана, от суетливо-восхитительного Лиссабона с его непременным монастырем Жеронимуш, вдалеке от того, что мы знаем об этой стране из путеводителей и старых учебников географии.
Эта другая страна – вкусная и наивная, таинственная и романтическая. Страна, в которой хотелось бы родиться и прожить жизнь, варя кофе туристам в придорожной забегаловке.
Наливка до виселицы доведет
Но начнем уже, ибо время дорого, а посмотреть нужно так много. Начнем, пожалуй, с виселицы. Или нет, лучше с выпивки, а уже потом перейдем к виселице, следуя традициям старинных разбойничьих времен.
Вот только не надо о портвейне! То есть, спору нет — это замечательный напиток, особенно если на этикетке не нарисованы три семерки, а в составе нет древесного спирта. Портвейн прекрасен, но… Мы же говорим о нерастиражированной Португалии, правильно? А в этой Португалии любят выпить, причем, не только портвейн.
Если вы хотите попробовать лучший напиток в своей жизни – поезжайте в городок Обидуш и отведайте там вишневой наливки под названием жинжинья. Там ее подают в маленьких шоколадных стаканчиках. Платишь полтора евро, выпиваешь наливки и съедаешь стаканчик. Дороговато, но неимоверно вкусно.
После дегустации неспешно пройдитесь по узким улочкам этого обаятельного как юная гимназистка белого городка. Король Диниш когда-то подарил его Изабелле Арагонской ко дню свадьбы. В то время это был важный порт. Но море отступило, а с ним пошло на убыль и стратегическое значение. Что остается делать в таком случае чуточку ленивым португальцам? Все правильно – превращать свой город в музей под открытым небом и заманивать туристов вишневой наливкой. Она здесь повсюду. Практически все домики этого городка – это сувенирные лавки, торгующие вишневой наливкой и всякой безделицей.
Непременно поднимитесь по лестнице на крепостную стену и обойдите городок поверху, любуясь этим маленьким сувенирчиком. И не пугайтесь, когда увидите виселицу – кровожадность отступила от жителей города вместе с морем и стратегическим значением. На виселице, впрочем, болтается некоторое унылое тело, намекая на то, что кровожадность отступила от жителей города не до конца. Но при ближайшем рассмотрении обнаружится, что тело липовое. В смысле тряпочное. Короче говоря – декоративное.
Дворцовые тайны
Португалия – игривая сеньорита. Она не спешит раскрывать все свои достоинства при первой встрече. Вот старый мавританский город Синтра. Причудливая вязь улочек, лестниц и аркад. И два непременных для посещения дворца – мрачноватый королевский дворец Пасу Риал и фантастический живописный Паласиу-да-Пена, напоминающий сказочный замок. Оба хороши, что и говорить. Пасу Риал (другое название Паласиу Насионал) чертовски серьезен и обстоятелен. С ним связано множество важных событий в истории страны. Здесь можно увидеть опочивальню королей – коротенькую кроватку, на которой вытянувшись может спать разве что африканский пигмей. Разумеется, в родословной португальских королей никаких пигмеев не было. Обычные политические понты – короли устраивали себе ложе, на котором можно устроиться только сидя. Это должно было символизировать то, что они никогда не спят, поскольку заняты важными государственными делами.
А где же они спали на самом деле? Ясно где — в апартаментах придворных дам. Свидетельство того, что португальские монархи были изрядными ходоками, сохранилось на потолке одного из залов дворца, называемого «Сала-даш-Пегаш», иначе говоря, «Сорочий зал». Как ясно из названия, на потолке изображены сороки. Это – наследие короля Жуана Первого, которого застали с одной из придворных дам непосредственно во время галантного подвига. Это тут же породило массу слухов. Но король оказался не промах. Вместо того чтобы малодушно бубнить, дескать, мы на самом деле обсуждали роль корриды в современном обществе, он использовал стратегию, которая называется вакцинация общественного мнения. В смысле: «Да, был. Да, разумеется, с сеньорой – не с сеньором же? А вы – болтливые сороки и этот факт я запечатлею в истории». В общем – наш парень, несмотря на короткую кровать.
Паласиу-да-Пена совсем другой. Это легкомысленная игрушка, построенная королем Фернанду Вторым, в девичестве немецким принцем. Отсюда и эклектика – причудливая смесь баварского зодчества и португальского «мануэлино», отсюда феерия цветов (Фернанду звали «король-художник»). После смерти своей жены португальской королевы Марии Второй Фернанду исполнил две своих заветных мечты – женился на оперной певице и построил экстравагантный дворец в Синтре.
Но мы не случайно говорим, что Португалия не спешит раскрывать все свои достоинства при первой встрече. Главная достопримечательность Синтры – не королевский дворец и не игрушка немецкого принца: два замка, которые экскурсоводы знают как свои пять пальцев. В Синтре есть место, которое досконально не изучили даже всевидящие гиды. Это таинственная, романтическая и ошарашивающая усадьба Кинта-да-Ригалейра – дворец философии и эзотерики, полный неразгаданных доселе загадок.
Риголейра стала дворцом тайн после того как усадьбу купил доктор Антониу Аугушту Карвальу Монтэйру, наследник миллионного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе. Это был высокообразованный человек, мечтавший оставить после себя на земле дворец поэзии и философии.
Парк дворца Ригалейра исполнен в духе райского сада Эдема. Переходы с одной террасы на другую символизируют этапы перехода от ада к раю. Сам дворец полон реминисценций к «Божественной комедии» Данте. Там есть колодец, символизирующий девять кругов ада, пещеры с потайными ходами. Мы попробовали пройти одним таким лазом. Через несколько минут стало очень темно и очень страшно. Повернули назад. Потому что черт его знает, что было в голове у безумного итальянца Луиджи Манини, построившего этот замок. Вдруг и правда приведет в ад. А попасть из райской Португалии прямиком в ад – уже явный стилистический перебор.
Хлеб с колбасой на последние деньги
Одно из самых забавных мест провинциальной Португалии – игрушечная деревенька Жозе Франку (ее еще называют Субрейро), что в окрестностях Мафры. Собственно и саму Мафру с ее дворцом-монастырем, служившим летней резиденцией королей, пропускать не следует. У города и у дворца старинная замечательная история – две башни, сто десять колоколов, все как положено, чтобы впечатлить впечатлительных туристов.
Субрейро не столь брутальна. И ее история не столь замечательна – но она трогает больше, чем две башни и сто десять колоколов. А все было просто и наивно, как немые фильмы Чаплина. Жозе Франку — не то гончар, не то скульптор, словом, человек не слишком богатый, в 1945 году решил создать макет деревни, в которой он родился и вырос. Этот не то скульптор, не то гончар справедливо рассудил, что время уничтожит память о его деревне подчистую и единственный способ противостоять этому – сложить свою собственную персональную деревеньку из глины, ветоши и камня. Что он и сделал, потратив на это предприятие все свои деньги.
Что там дальше стало с Жозе Франку – о том история умалчивает. А вот деревня его живет и процветает. И есть у нее все, что должна иметь уважающая себя деревня – крошечная водяная мельница, пекарня, пивоварня, кузница, стоматолог, он же парикмахер, ткач с ученицей, школа и много-много крошечных человечков, управляющих всем этим мудреным хозяйством. А еще в этой деревне есть настоящие, живые человечки, которые готовят невероятно вкусный хлеб с вяленой колбасой и наливают сангрию. Словом – идиллия, стоящая того, чтобы потратить на нее нехитрое свое состояние.
На север
Наливка, сангрия — а где же портвейн? Быть в Португалии и не вкусить портвейна! Не тревожьтесь, будет и портвейн – вот только доберемся до города Порту, в котором зародился и этот напиток и эта маленькая хрустальная страна.
Порту – что-то вроде португальского Питера. Это северная столица республики, претендующая, как и ее российский близнец, на звание государственного центра. Но в отличие от Санкт-Петербурга, Порту имеет историческое право на такое звание. Этот город ведет свою родословную еще с античных времен. Когда-то здесь были два римских поселения — Портус («Порт») на левом берегу реки Дору и Кале (от греческого «калос» — «прекрасный») на правом берегу. Имена этих поселений и дали название всей стране.
По Порту непременно прогуляйтесь пешком. Во-первых, тесные улочки и бесконечные лестницы исторического центра города для автотранспорта почти недоступны. Во-вторых, этот город слишком обаятелен, чтобы по нему ездить. По нему нужно бродить, как по музею, ввинчиваясь в тесные улочки, стирая босоножки на каменных мостовых и разглядывая по пути бесконечные живописные соборы и церквушки, украшенные непременной азулежу (местная синяя расписная глиняная плитка).
После знакомства с центром, перейдите мост через реку и прогуляйтесь уже по городу Вила-Нова-ди Гая, который сегодня является частью Порту. Это центр хранения портвейна. Здесь прячут свои запасы все знаменитые дома портвейна – Sandeman, Ferreira и другие.
Но для того, чтобы понять магию портвейна, недостаточно зайти в винный дом и надегустироваться там до состояния синей плитки азулежу. Это будет шапочное знакомство с портвейном. Чтобы понять этот напиток, надо побывать в долине Дору – там, где растет виноград.
Автор текста Алан Хурумов