Париж — Франция — Мулен Руж, история, фото и карта
Французы говорят: "Кто был в Париже и не посетил Мулен Руж, тот не сможет до конца понять, что же такое Париж". Ведь Мулен Руж — это тоже часть истории Парижа, это больше, чем мелодраматическая история, рассказанная в одноименном фильме, это — символ. Символ сбывшихся и несбывшихся надежд, разбитых и соединившихся сердец, творчества и порока, красоты и безобразия.
Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса
Датой рождения Мулен Ружа стал день 6 октября 1889 года, когда господа Оллер и Зидлер впервые открывают двери кабаре "Бал Мулен Руж". Гениальная идея — кадриль, ставшая бессмертным творением, прозванным в дальнейшем с легкой руки англичан "французским канканом", идентифицируется с тех пор со знаменитой красной мельницей, венчающей здание театра в районе Монмартра. Прошло всего несколько месяцев, с момента как мюзик-холл принял своих первых посетителей, а о том, как это "побывать в Мулен Руж" скоро говорил уже весь Париж.
Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе — "обжора"), Рэйон д'Ор ("Золотой луч"), Нини-Пат-ан-л'Эр ("Нини — лапки кверху"), сюда приезжали гости со всего мира.Одна из них – Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени.
Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой “Мулен Руж”, его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора. Потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.
От ее канкана ходуном ходили сцена и зрительный зал. Казалось, еще секунда, и все рухнет от бешеной дроби ее сильных, крепких ног. В ее канкане современникам слышались орудийные выстрелы. Это был не танец, а битва. Луиза оказалась не только сильной исполнительницей, но и не лишенной фантазии танцовщицей. Она придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, Луиза отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.
Еще одной звездой “Мулен Руж” была Джейн Авриль, которую публика прозвала Мелинит — Динамит, а критики называли воплощением танца. За болезненной внешностью этой женщины скрывалась невероятная энергия, поражавшая посетителей “Мулен Руж”. Другим знаменитым персонажем “Мулен Руж” и партнером Ла Гулю был Валантен Реноден, прозванный Ле Дезоссе — Бескостный. По утрам он работал слугой в маленьком кафе, а по вечерам становился героем кабаре. В жизни нелюдимый, на сцене Валантен преображался. Его мрачность исчезала, и он являлся искрометным танцором, поражающим пластикой змеи и утонченностью манер.
Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в "Мулен Руж", чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: "О, Гальский, с тебя шампанское!". Конечно, для исполнения этого бешеного танца, когда женщины и мужчины скачут козлами, задирая ноги выше головы необходима энергия и умение. Но нужны здесь еще и фантазия, и артистизм. Известная канканерка Маргарита Ригольбош вспоминает:
“Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан — это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!..”
Сумасшедшие ночи в "Мулен Руж" продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921-м, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты — от Ля Гулю до Мистингет, от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана — считали для себя честью выступать здесь.
В 1925 году на мюзик-холльном небосклоне Парижа вспыхивает черная звезда — Жозефина Бейкер. Она родилась в Америке, в Сент-Луисе, в бедной негритянской семье, с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе негритянского ревю “Черные птицы” приехала в Париж и покорила этот самый капризный город мира. Блистала в парижском театре "Фоли Бержер", выступала и в Мулен Руж.
Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала.
И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит ее танцем. Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: “Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка”. На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной. Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах
Очень многие считают Мулен Руж местом, где зародился стриптиз, однако в Мулен Руже стриптиза как такового не было. Там танцевали женщины, но при этом зрителям они демонстрировали только остававшиеся неприкрытыми кусочки тела между трусиками и чулками, то есть, самую малость. Остальное, сидящие в зале мужчины дофантазировали сами, полагаясь, в основном, на собственные желания и опыт. И всё же, именно Мулен Руж стал тем местом, где зародился стриптиз.
Летом 1893 года здесь проходил традиционный бал студентов художественных училищ. И вот, в самый его разгар, две девицы, разгоряченные шампанским, вдруг вспрыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться, пока не остались в чём мать родила. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Да, уточню, что на хлеб они зарабатывали тем, что позировали начинающим художникам и скульпторам, а значит, были, с большинством собравшихся в тот вечер в Мулен Руж, хорошо знакомы. Если учесть пуританские нравы, царившие в то время даже в Париже, то нет ничего удивительного, что против участников этого бала полиция завела дело, а суд приговорил некоторых из его участников к различным денежным штрафам. Это вызвало страшное возмущение парижских студентов. Дело дошло даже до схваток с полицией, в ходе которых один студент был убит. Но, как теперь выяснилось, молодые парижане не зря шли тогда на смерть — табу на стриптиз было снято!
Пришедшего в годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер — причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже — "право быть ленивым". Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка – художник Лотрек увековечивал этот "карнавал жизни". Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции. Он родился в южнофранцузском городе Альби и в четырнадцать лет из-за перелома ног, вызванного врожденным костным заболеванием, навсегда остался калекой. Это трагическое обстоятельство подтолкнуло его желание целиком отдаться проявившейся еще в детстве страсти к искусству. 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра, и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода.
В 80-е и 90-е годы здесь одно за другим открываются кабаре — "Элисе-Монмартр", "Мерлитон", "Мулен-де-ла-Галетт","Японский Диван" и конечно "Мулен Руж" — где публика могла танцевать или, сидя за столиками кафе, смотреть на профессиональных танцоров и слушать песенки модных певцов. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из художественной богемы, простого люда и представителей самого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. С 1889 по 1892 год художник создает серию картин, в которых как бы фиксировалась под разными углами зрения жизнь монмартрских кабаре.
В 1891 году художник создает первую литографскую афишу для Мулен Ружа. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые литографии, цветные и черно-белые; альбомные серии ("Иветт Гильбер", "Они"), театральные программы и книжные иллюстрации. В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфемерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творческой индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок.
В 1937 году Роберт Харман превращает Мулен Руж в ночной клуб, делая его еще более модным и современным.
Открывшийся в 1959 году новый зал позволяет организовать хорошо оснащенную кухню, чтобы предложить клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, "ужин-спектакль" с большим выбором блюд и, конечно, концертом, имеющим уже на то время высокую мировую репутацию
С 1962 года, когда руководство "Мулен Руж" взял на себя Джеки Клерико. Мировые звезды, будучи проездом в Париже, считали для себя чуть ли не обязательным выступить на сцене этого театра. Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Жингер Роджерс... В гала-концерте, посвященном 90-летию "Красной мельницы", выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис.
С приходом Джеки Клерико началась новая эра "Мулен Руж" — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.
Открывшаяся в 1963 году новая программа "Фру-фру" произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву "Ф" ("Frou-Frou" (Шелест), "Frisson" (Дрожь), "Fascination" (Очарование), "Fantastic" (Фантастика), "Festival" (Фестиваль), "Follement" (Безумство), "Frenesie" (Неистовство), "Femmes, Femmes, Femmes" (Женщины, женщины, женщины), "Formidable" (Великолепные)). «Feerie» (Феерия).
И, разумеется, в каждой программе есть особое место легендарному французскому канкану.
И лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, "Мулен Руж" закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была оказана огромная честь, она была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.
Вот уже 112 лет самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.
А сейчас сцена и кулисы — два разных мира. Современный «Мулен Руж» — это уже не образ жизни. Это прежде всего зрелище, шоу. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж — это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Но он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан.
И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах (в любом путеводителе можно найти с десяток адресов и подробных описаний), а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где "мельница" веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.
И сегодня принципы Мулен Руж остаются неизменными: перья, стразы и блестки, роскошные декорации, оригинальная музыка и самые красивые девушки. Он остается местом, где мечтают и познают, что такое настоящий Париж.
Сегодня, каждый вечер Мулен Руж дважды представляет свое ревю “Феерия”(Feerie)
которое идет с 2000 года. Поставили "Феерию" Дорис Хог и Ружеро Ангелетти — один из самых известных в мире режиссеров эстрадных спектаклей. Музыку написал Пьер Порт для оркестра из 80-ти музыкантов и 60-ти хористов. В шоу, стоившем около 7 миллионов долларов, заняты более ста танцовщиков из разных стран. Для них в лучших парижских ателье по эскизам неповторимого Коррадо Колабуччи сшито более тысячи ослепительных костюмов.
“Феерия” — это 4 больших инсценировки, поражающих воображение зрителей со всего мира:
* “Мулен Руж сегодня и вчера, Мулен Руж навсегда”
* “Пираты”
* “В Цирке”
* “Мулен Руж от 1900 до…”
Итак, в программе "Feerie" участвуют 100 артистов, из которых 60 — представительницы прекрасного пола — Дорис Герлз (Doris Girls), (Doris – имя хореографа шоу. Эти девушки танцуют и поют топлес), 1000 сценических костюмов, 800 пар обуви, танцоры, перья, стразы и блестки, роскошные декорации, пони, гигантский аквариум и огромный живой питон!
Костюмы с натуральными страусовыми перьями — фирменный знак и гордость «Мулен Руж».
Перья на костюмах крепятся на металлических каркасах. Весят до 8 — 10 килограммов.
Во время спектакля девушки переодеваются до 10 раз в костюмы стоимостью до 30 000 долларов.
Администрация бережет их как зеницу ока: актерам запрещено садиться в костюмах на стулья и прислоняться к стенке, а если кто-то будет застигнут в костюме с сигаретой – следует немедленный разрыв контракта или штрафы. И в финале шоу, неотъемлемый элемент спектакля, самый знаменитый Френч-Канкан мира в исполнении Дорис Герлз!На каждый год во время представлений для гостей открывается без малого 200.000 бутылок настоящего французского шампанского.
Площадь театра — 2500 квадратных метров, количество посадочных мест — 850.
Каждый вечер под руководством Шеф-повара Лорана Тарридека и в сопровождении оркестра гости со всего земного шара наслаждаются традиционной французской кухней и самым знаменитым ревю планеты.
Если не считать Сент-Женевьев-де-Буа, поскольку это как-никак кладбище, главное русское место в Париже теперь — «Мулен-Руж». Наши и раньше на «Красную мельницу» хаживали, как к себе домой.
Открывали это кабаре на Монмартре князья Трубецкой с Понятовским, во время Всемирной выставки 6 октября 1889 года. Среди поклонников знаменитых «мельничих» Ла Гулю и Джейн Авриль были сплошь русские офицеры и русские купцы. До 20-х годов имя Мистангет, новой звезды кабаре, мелькало в российских газетах чаще, чем Роза Люксембург.
А с 60-х, когда Советская Партия торжественно присвоила кабаре высокое звание «олицетворения буржуазного разврата», простой советский командировочный готов был, чтобы посмотреть на танцовщиц в перьях-блестках и с обнаженной грудью на «Красной мельнице», расплачиваться самым для него дорогим – посещением квартиры-музея В. И. Ленина с обязательным пожертвованием на реставрацию 10 франков.
При этом сюда обязательно водили высокое советское начальство – министров, партийных деятелей и прочих функционеров, которым, наверное, за всю их предыдущую жизнь не доводилось видеть столько обнаженной женской плоти, сколько за один вечер в «Мулен Руж». Но на такие «культпоходы» решались не все: многие боялись провокаций, считая, что их зазывают в заведение типа публичного дома. Но, между прочим, у посольства СССР во Франции была договоренность с дирекцией кабаре о том, чтобы с его гостей денег не брать. Зачем это было нужно хозяевам кабаре, до сих пор загадка. Сейчас на сцене «Мулен Руж» танцуют и русские таланты. Без преувеличения, можно сказать, что бывшая русская танцевальная школа здесь высоко ценится. И, открыв однажды возможность пригласить по контракту танцоров из России, балетмейстер театра Жанет Фараон отобрала их уже более десяти. Так что русская речь — отныне дело привычное не только среди многочисленной публики, но и среди танцоров мюзик-холла. В «Мулен Руж», считают, что русские танцовщики — одни из самых профессиональных в мире. И это не удивительно, ведь они учились в лучших российских хореографичских училищах. Постановщик «Феерии» Руджеро Анджелетти уверяет: «Они потрясающе умеют работать! К тому же они везде прекрасно адоптируются». Некоторые, впрочем, считают, что русским не хватает легкомыслия.
Первая русская звезда кабаре – Влада Красильникова, мастер спорта по художественной гимнастике. Она первой попала в «Мулен Руж» в начале 90-х и почти сразу стала примой.
И теперь «русский дух» на подмостках «Мулен Руж» — это одна из особенностей нашего теперешнего времени. Наши танцоры танцуют там в свое удовольствие и зарабатывают на жизнь. Их талант каждый вечер вызывает бурю восторга и гром аплодисментов зрителей. Они свободно изъясняются по-французски, с удовольствием говорят и по-русски. Открыто улыбаются, когда им хорошо и весело. Грустят, когда что-то не получается. В общем, живут и радуют своим талантом Париж и его гостей.