Музей д'Орсэ — лучшая мировая коллекция работ импрессионистов

Европа » Париж
 02.10.2007
Музей д'Орсэ расположен на том месте, где когда-то находилось здание Суда Счетов, уничтоженное во время Великой французской революции. Вокзал д'Орсэ начал возводится в 1898 г., когда архитектор Виктор Лалу получил заказ на его строительство железнодорожной компании Париж-Орлеан. Сроки выполнения работ были очень сжаты, так как открыть станцию планировалось к Международной выставке 1900 года. В итоге объект был сдан вовремя.

 

Статья Фотографии 7 Справка Комментарии
Музей д'Орсэ - лучшая мировая коллекция работ импрессионистов
Музей д'Орсэ расположен на том месте, где когда-то находилось здание Суда Счетов, уничтоженное во время Великой французской революции. Вокзал д'Орсэ начал возводится в 1898 г., когда архитектор Виктор Лалу получил заказ на его строительство железнодорожной компании Париж-Орлеан. Сроки выполнения работ были очень сжаты, так как открыть станцию планировалось к Международной выставке 1900 года. В итоге объект был сдан вовремя.

Строительство началось с сооружения центрального нефа, имевшего 135 метров в длину и 40 в ширину. Отделана стальная конструкция была мраморной имитацией светлого тона. На вокзале располагалось 16 платформ, а также несколько ресторанов и отель. В 1939 году здание вокзала было заброшено и в течение долгого периода не эксплуатировалось. Вынашивались планы по сносу д'Орсэ, и это несмотря на то, что вокзал неоднократно пытались восстановить.

В 1973 г. указом президента Помпиду здание вокзала было признано историческим памятником. Власти решили открыть здесь музей, причем такой, аналогов которому в Париже не было. Тут планировалось выставлять произведения искусства, созданные в промежутке между 1848 и 1914 годами. Этот период выбран неслучайно: дело в том, что экспонаты, относящиеся к более раннему времени выставляются в Лувре, боле поздние – в Центре Жоржа Помпиду. Так что д’Орсэ стал отличным звеном между этими двумя храмами искусства. Проект переоборудования вокзала был разработан группой АСТ, а отделка внутренних помещений – итальянкой Гае Ауленти. Работы по реконструкции были начаты в 1978 г. На сегодняшний день площадь залов музея – 45 тыс. м2, а экспозиция состоит из более чем 4 тысяч экспонатов.

В организации выставки прослеживается принцип постмодернизма, то есть тут отсутствует так называемая «иерархия художественных ценностей» – шедевры знаменитых художников тут соседствуют с работами малоизвестных живописцев. Зато посетители могут наблюдать полную картину развития изобразительного искусства Франции на протяжении более чем 50 лет. Напомним, что не только во французском, но и в мировом искусстве этот период считается переломным, а основные события этой эпохи разворачивались именно во Франции.

Экспозиция музея занимает три этажа. Центральную галерею цокольного этажа занимают скульптуры 1840-1875 гг., боковые залы этого же этажа отданы современникам и предшественникам импрессионистов. На последнем этаже представлены образцы живописи эпохи импрессионизма и постимпрессионизма (отсюда стоит начать осмотр музея, если вы не располагаете большим количеством времени или вы крайне заинтересованы импрессионизмом или постимпрессионизмом). Экспонаты промежуточного этажа – это образцы скульптуры конца XIX века, работы натуралистов и символистов, также тут можно найти залы, посвященные декоративному искусству.

Пожалуй, ни в одном городе в мире нет настолько полных коллекций импрессионистов, как здесь, в Париже. И только тут импрессионисты смотрятся как-то по-особенному изысканно. Возможно, причина в том, что современный Париж несет в себе дух Моне и Писарро, Сезанна и Ренуара. Средневековые мотивы или напоминания о славных «мушкетерских» временах нынче находят отражение лишь в нескольких кварталах, но эпоха модерна и Третьей Империи во многом определяют современное лицо города.

Первоначальными источниками для формирования коллекции д’Орсэ стали три музея:
* Парижский Лувр. От этого музея д’Орсэ достались работы скульпторов и художников, которые родились после 1820 года, или тех, которые активно работали в период Второй Республики.
* Галерея «Жё-де-Пом» передала произведения импрессионистов.
* От Национального Музея современного Искусства в коллекцию д’Орсэ перешли работы авторов, которые родились до 1870 года.
 
Руководство д’Орсэ ведет постоянную работу по повышению интереса к музею. Не так давно д’Орсэ вместе с Лувром стали заниматься продюссированием фильмов. По новой программе предусматривается финансовая поддержка кинолент, если их съемки будут проходить в этих музеях.

Всего в проекте участвуют четыре фильма, режиссеры которых – выходцы с разных континентов. Честь снимать свои шедевры в музее д’Орсэ выпала американцу Джиму Джармушу, китайцу Ху Сяо Сену, французу Оливье Ассаясу и чилийцу Раулю Руизу. В главной роли во всех этих лентах, которые приурочены к 20-летнему юбилею музея, снимется французская актриса Жюльет Бинош. Каждый фильм имеет бюджет примерно $3 млн. Первый из них – «Путешествие красного шара» (режиссер Ху Сяо Сен) – вышел на большие экраны весной 2007 г.

Постоянная экспозиция д'Орсэ – это в основном полотна импрессионистов, однако руководство музея часто проводит разнообразные выставки, на которых можно полюбоваться, например, экзотическими картинами и фотографиями. Одна из выставок, проводившихся в стенах д'Орсэ, называлась «Последний портрет» – на ней демонстрировались посмертные портреты известных и не очень личностей. Тут можно было увидеть посмертные маски Бетховена, Эдит Пиаф, Вагнера, Робеспьера, Жана Кокто, Малера. Считается, что подобные портреты имеют сильную и не всегда положительную энергетику, поэтому их концентрация в одном месте – затея дерзкая и экстравагантная. Но, несмотря на все предрассудки, популярность выставки побила все рекорды.

Хорошей традицией в д’Орсэ стало размещение на своих площадях экспозиций, временно привезенных из других государств. Гостеприимство здешней администрации смогли оценить и русские музейщики, несколько лет назад привозившие сюда коллекцию русского изобразительного искусства второй половины XIX века. В основном в состав экспозиции вошли экспонаты питерского Русского музея и Третьяковской галереи. Также во Францию прибыли образцы живописи, любезно предоставленные Музеем декоративно-прикладного искусства, музеем-усадьбой "Абрамцево", Государственным историческим музеем. Всего в выставке приняло участие более 15 музеев из разных городов России, представившие на суд французской публики около 500 картин, скульптур, фотографий, рисунков и образцов декоративного искусства.

Автор Андрей Гецевич
 

 



Статья Фотографии 7 Справка Комментарии
Рекомендуем почитать