Париж — Франция — район Ля Дефанс с картой и фото
В 60-е годы на границе Парижа стали возникать новые центры, из которых, безусловно, самым крупным и оригинальным является квартал Дефанс.
Холм Шанткок до 18 века покрывали ветряные мельницы, но в конце столетия там разбили площадь, которая в конце следующего века получила название Дефанс. В память обороны Парижа 1871 г на ней был установлен бронзовый монумент (скульпт. Барриас). В 1955 г. было решено построить здесь современный деловой центр и жилой квартал.
Для разрешения транспортной проблемы и разделения потоков автомашин и пешеходов было найдено смелое архитектурное решение — соорудить огромную бетонную платформу для пешеходов длиной 1200 м, спускающуюся уступами к Сене. Под этой платформой был создан гигантский транспортный узел, включающий в себя автодороги, железнодорожные пути и вокзал, станцию Р.Е.Р., автобусную станцию и автостоянку на 1200 мест. Под платформой расположились также подземные этажи башенных домов, аэрационные системы, лестницы и лифты для связи с поверхностью, 15 км галерей для кабельных трасс и трубопроводов.
Неподалеку от делового центра на башне страховой компании ЮАП установлен гигантские часы, которые одновременно еще и барометр. Часы эти исправно показывают погоду. Если столб вдруг стал синий — это к перемене погоды, если зеленый — барометр обещает ясный солнечный денек, а вот если красный — погода испортится. Квартал распланирован вдоль центральной оси, образованной площадями Парви, Дефанс и Эспланадой, от которых отходят дворы и площадки, расположенные между домами. Парви является одновременно крышей для станции скоростного метро Р.Е.Р. (обширный холл с магазинами, кафе и киосками — архитектор Викарио, 1970 год), которая обрамлена, с одной стороны, выставочным дворцом КНИТ, а с другой — торговым центром Катр Тан.
КНИТ — Национальный центр промышленности и техники (архитекторы Б.Зерфюсс, Ж. де Майи, Р.Камело и инженер Н.Эсквиллан) — смелое «решение» из бетона, стекла и стали — появился в 1958 году. Огромный бетонный треугольник свода с выгнутыми дугой сторонами, длиной более 200 метров каждая, имеет только три точки опоры. Пролет гигантского свода составляет 218 м. Напротив КНИТ, перед торговым центром, стоит монументальная скульптура Миро «Два персонажа», а чуть дальше, на площади Дефанс высится 15-метровый красный стабиль Кальдера.
Первой в квартале Дефанс (и в Парижском районе) появилась башня НОБЕЛЬ (архитктор де Майи, 1967 г.). Металлическая арматура ее фасада удачно сочетается со стеклянными панелями сине-зеленого цвета. Самая высокая башня ФИАТ высотой 178 м была закончена в 1974 г. (архитекторы парижане Р.Собо и Ф.Жюльен и американцы Скидмор, Оуингс и Меррил). Она напоминает американские небоскребы. Бетон ее фасада покрыт черным полированным африканским гранитом, а дымчатые стекла стен вставлены в алюминиевые рамы оригинального профиля.
Есть в Дефанс удивительная башня – Манхеттен (ее архитекторы Эрбер и Пру). Для отделки ее фасада использовали 4 тысячи зеркальных панелей, которые честно отражают все происходящее вокруг. Таким образом, и сама башня кажется чем-то зыбким и движущимся объектом. Крестообразная башня Ган (арх. французы Ф.Бисёй и Ш. де Жанври и американцы Гаррисон и Абрамович, увы, явно не владелец Челси) покрыта изящной сеткой черных рам, в которые заключены стекла зеленого цвета. Холодную строгость башен смягчают не только разнообразие их форм, фактуры и цвета фасадов, но и скульптурно-декоративное оформление площадей и дворов между домами. Эспланаду украшает монументальный фонтан Агама. Недалеко от него скульптура Моретти «Монстр» символизирует поиск в искусстве. На площади Королл можно полюбоваться медным фонтаном Луи Лейга «Венчики дня» и яркой керамической фреской Аттилы «Скульптор облаков». «Механическая птица» Филолаоса украшает террасу Рефле, а на площади того же названия возвышается бронзовая аллегория «Земля» — произведение Дербе. Строительство квартала Дефанс близится к концу.
Его завершением явится ТЭТ ДЕФАНС — гигантское здание смелой и оригинальной архитектуры, автор которого — датчанин Отто фон Спрекельсен. Его строительство было начало в 1985 г. Расположенное на краю Парви, оно логически завершит историческую перспективу столицы, берущей начало в Квадратном дворе Лувра. Вырезанный в середине колоссальных размеров куб, одетый в каррарский мрамор и дымчатое стекло, образован двумя боковыми корпусами. Наверху корпуса будут объединены подвесной крышей — настоящее чудо строительной техники, где разместятся четыре внутренних дворика, космические сады, как назвал их автор здания, конференц-залы и бельведер, откуда будет открываться самый лучший вид на город. Парижский Манхеттен — квартал будущего — станет самым крупным деловым центром в Европе.
По инициативе французского президента Франсуа Миттерана был объявлен международный конкурс на дизайн арки, которая символизировала бы идеалы гуманизма и человечности, в противовес, например, Триумфальной арке, которая олицетворяет военные победы. Конкурс был выигран датским архитектором Йоханом Отто фон Шпрекельсен, и в 1982 году начались работы по возведению арки, которые продолжались 7 лет.
Арка представляет собой почти совершенный куб (ширина 108м, высота 110м, глубина 112м), его башни облицованы стеклом и итальянским мрамором. В них размещаются правительственные офисы. На самом верху расположен выставочный центр, до него можно подняться на лифтах, так же, как и до панорамной вышки, откуда открываются потрясающие виды Парижа. Арка является своего рода порогом города и пригорода, их пограничным столбом, откуда, как с наблюдательного поста, просматривается Париж и его окрестности.
Успех этой арки объясняется также сохранением традиции, начатой Ле Нотром в 1640 г., с его первым парком, продолжающим ансамбль Лувра.
Арка Карусели, Тюильри, Площадь Согласия, Елисейские поля, площадь ла Дефанс и, наконец, Большая Арка создают единый гигантский проспект, перспектива которого хорошо видна со смотровой площадки.
Европейские страны в погоне за самым-самым красиво-высоким зданием активно стремятся перещеголять друг-друга. В эту гонку периодически вмешиваются и бывшие траны СНГ. Так в 2005 году в Москве был построен 264 метровый Триумф Палас. А на подходе так и вообще полу легендарный (если смотреть на фамилии архитекторов, предложивших свои варианты и бюджету) проект 300 метровой башни Газпрома а Санкт-Петербурге. Но тут снова свое слово скажет Дефанс — в 2012 году должен быть сдан в эксплуатацию новый 300 метровый монстр — Tour Signal. Что станет новым символом Хай Тек архитектуры? Время покажет. А мы посмотрим....