Туринская плащаница — одна из величайших святынь христианского мира
В хрониках крестовых походов можно найти упоминание о некоем рыцаре де Шарни. Возможно, что род де Шарни оберегал тайну Плащаницы в те годы, когда орден тамплиеров был на грани уничтожения, и раскрыл секрет миру, когда угроза миновала.
Достоверная история Плащаницы насчитывает почти 660 лет. Впервые широкой публике она была представлена в 1353 году графом Жоффруа де Шарни, продемонстрировавшим толпе кусок льняной материи размером 4 на 1 метр, на котором проступало изображение изможденного тела. Как заверял всех граф, полотнище – это погребальная пелена Иисуса Христа, та самая, в которую было завернуто тело Спасителя Иосифом Арамейским и которая, согласно Библии, была найдена апостолами Иоанном и Петром в пустой гробнице.
Реликвию поместили в храм, специально построенный для этой цели в Лирее – владении де Шарни недалеко от Парижа. В 1452 г. распоряжением Маргариты де Шрани, внучки графа Жоффруа, Плащаница была передана герцогу Савойскому, потомки которого впоследствии стали править маркграфством Туринским. С 1578 г. и поныне Плащаница находится в туринском соборе Джованни Батиста, где для нее сооружен специальный ковчег.
И вот уже более столетия ученые бьются над загадкой таинственного полотнища. На полотне исследователями не были обнаружены следы каких-либо красителей. Тогда было выдвинуто предположение, что изображение на материи, как изображение на негативе, могло проявиться под воздействием мощного светового потока, когда обычная ткань выступает как бы в роли негатива. Но никому, даже при использовании современного оборудования, не удалось воспроизвести такое изображение, какое проступает на Плащанице. Согласно утверждениям некоторых ученых, чтобы получить подобный рисунок внутри Плащаницы нужно создать световой поток, мощность которого должна быть больше, чем при ядерной бомбардировке Хиросимы, но материал при этом не должен быть поврежден.
Каждый миллиметр Плащаницы был тщательно изучен, буквально каждое волокно было внимательнейшим образом рассмотрено под микроскопом. Некоторые факты оказались воистину поразительными: например, на материи была найдена пыльца растений, которые произрастают исключительно в Палестине; ткань соткана по древней, давно утраченной технологии, которую использовали ближневосточные ткачи в начале первого тысячелетия; раны и повреждения на проявившемся образе точно совпадают с библейским описанием предсмертных мук и смерти Иисуса (след тернового венца, колотая рана на грудной клетке). И это лишь малая часть того, что удалось выяснить о Плащанице ученым и всему христианскому миру.
Исследования этого небольшого куска материи вызвали появление новой науки – синдологии (от греч. «синдон» – плащаница). Однако ученым предстоит решить еще массу вопросов, важнейший из которых – установить точную дату ее изготовления. Если бы можно было точно установить, что ткань была изготовлена примерно в первом веке нашей эры, это факт сыграл бы в пользу того, что реликвия подлинная. В противном случае не остается сомнений в том, что граф де Шарни устроил крупнейшую в истории мистификацию.
Зв свою многовековую историю Плащаница неоднократно страдала от пожаров. Последний раз пламя чуть не уничтожило полотнище в 1997 г. Тогда один итальянский пожарный чудом вскрыл пуленепробиваемый саркофаг и спас бесценное полотно. Спаситель Плащаницы моментально был объявлен национальным героем.
В том же году точная копия Туринской плащаницы (в мире существует пять таких копий) была передана американским ученым Джоном Джексоном Московскому Центру по изучению Плащаницы. В этом центре работают православные математики, физики, искусствоведы, биохимики и другие ученые.
Наверняка в будущем нас ожидает множество чудесных открытий, связанных с Плащаницей. Уже сейчас можно точно сказать, что это полотнище – не просто древний кусок материи. Ведь это льняное полотно, уникальное и единственное в своем роде, является священным артефактом важнейшей из мировых религий.
Автор Андрей Гецевич