Валхалла. Пантеон великих германцев
Неподалеку от города Регенсбург (Regensburg) находится одно из самых любопытных и величественных мест в Германии — Валхалла. Валхалла в ее исконном значении, согласно мифологии древних германцев, — это то место, где после смерти обитают герои и полубоги. По легендам, представляет из себя гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк...
Статья
Фотографии 10
Карта
Комментарии
Неподалеку от города Регенсбург (Regensburg) находится одно из самых любопытных и величественных мест в Германии — Валхалла.
Проплывая на пароходике по Дунаю в окрестностях Регенсбурга, путешественники открывают для себя удивительное зрелище. На высоком берегу реки возвышается монументальное здание в лучших традициях античного искусства. Беломраморный храм спускается своими широкими лестницами (358 ступенек) к Дунаю и как бы призывает: заходи, здесь ты приобщишься к героическому, вечному и высокому! И его призывы вас не обманывают: это Валхалла — пожалуй, самый могучий и красивый памятник долгой и величественной германской истории.
Вообще, Валхалла в ее исконном значении, согласно мифологии древних германцев, — это то место, где после смерти обитают герои и полубоги. По легендам, представляет из себя гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль.
Но вернемся к нашему пантеону. Обычай увековечивать память своих знаменитых соотечественников происходит из средневекового Рима. Там для этих нужд был приспособлен возведенный еще в античные времена Пантеон, в котором нынче захоронены великие сыны Италии: короли, Рафаэль, композитор Корелли и другие.
Аналогичное сооружение было воздвигнуто и в Париже бредившим античностью Наполеоном. Ничтоже сумняшеся, он тоже назвал его Пантеоном. Там покоятся писатели Вольтер, Дюма, Гюго и Золя, художник Давид, знаменитые ученые и политики.
Германия не желала отставать от остальной Европы, и сразу после наполеоновских войн появилась идея создания чего-то похожего, но еще более величественного. В первой половине XIX века в немецком обществе была необычайно актуальна идея объединения страны из разрозненных княжеств в единое мощное государство. Немцы осознавали себя как единую нацию, а нация требовала символов своей тысячелетней истории. Мысль о создании пантеона великих немцев пришла в голову баварскому королю Людвигу I. По мысли Людвига его Вальгалла должна была стать памятником величайшим представителям Германии за 1800 лет, начиная с битвы в Тевтобургском лесу в 9 г н. э. Еще будучи кронпринцем, он обдумывал эту идею, но воплощать ее в жизнь ему пришлось уже после вступления на престол. Людвиг I поручил постройку мемориала своему любимому архитектору Лео фон Кленце, в те времена превращавшему Мюнхен в «Афины на Изаре». Своему преклонению перед памятниками античности Лео фон Кленце был верен и на сей раз: образцом для Валхаллы он избрал афинский Парфенон. В предверии образования Германской Империи в 1871 г., «немецкий» был синонимом «германского», поэтому в зал были включены представители готов, лангобардов, англосаксов, франков и швейцарцев.
Строительство началось в 1830 году и, через 12 лет было закончено. Прекрасный дорический храм вознесся на берегу голубого Дуная. На церемонии его открытия, 18 октября 1842 года, в 29-ю годовщину великой «Битвы народов» под Лейпцигом, король Людвиг I сказал, что этот монумент должен напоминать всем немцам, где бы они ни жили, о том, что у них есть единая Родина и единая история, которой стоит гордиться. При открытии Зала Вальхаллы там было 96 бюстов и 64 мемориальные доски для людей, чей портрет или описание не были доступны, чтобы моделировать скульптуру. Главным критерием для включения первых 160 человек, увековеченных в Зале, Людвиг выбрал их принадлежность к германской культуре, поэтому там были представители Швеции, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании, Нидерландов, России, Швейцарии и государств Прибалтики.
От подножия холма поднимаются 358 мраморных ступеней к массивному, выведенному в виде террасы фундаменту храма. Все здание имеет 138 м длины, 91 м ширины и больше 60 м высоты. Самый храм, при длине в 74 м, имеет в ширину 35 и в высоту 25 м. Он построен из унтерсбергерского светло-серого мрамора и покоится на 62 полых дорических колоннах. Передний фасад украшает колоссальная фигура Германии, с 16 символическими изображениями, знаменующими восстановление германского отечества после войны за освобождение, а задний фасад — 15 фигур, с Арминием в середине, изображающих поражение римлян херусками. Внутренность храма, получающего свет через отверстия в богато украшенном бронзой и золотом потолке, представляет продолговатый четырехугольник, разделенный на три отделения, из которых в среднем находятся две сидящие, а в обоих боковых — две стоящие богини победы из каррарского мрамора, изваянные Раухом. Кругом стены тянется мраморный фриз, представляющий в рельефах картины из жизни древней Германии, до введения христианства Бонифацием. Под фризом у стены поставлены на консолях и постаментах 163 мраморных бюста героев Валгаллы, знаменитых немцев, в два ряда, один под другим. Имена же тех (64), от которых не сохранились портреты, изображены золотыми буквами на стенах или на фризе.
Число «обитателей» Валхаллы постоянно пополняется. В 2003 году сюда был помещен бюст Софи Шолль, участницы антигитлеровского Сопротивления. Каждый год добавляет по одному имени: в 2007 году в Валхалле увековечен великий математик Карл Гаусс, в 2008 году сюда «поместят» Эдит Штайн, монахиню и философа, а в 2009-м — поэта Генриха Гейне.
В Валхалле представлено мало женщин — всего 11 бюстов. Хотя Людвиг I, с нетипичной для того времени толерантностью, говаривал: «Путь сюда не закрыт никому, и женщинам в том числе. В Валхалле все равны, после смерти все земные различия превращаются в ничто!» Но то, что в число этих немногих женщин вошла русская императрица Екатерина II, вселяет в нас законную гордость.
В Мюнхене в дальнейшем (1853 год) был создан дополнительный Зал Славы Баварии — «Ruhmeshalle München». Девять из баварских памятных знаков впоследствие сделаны и для Вальхаллы. Несмотря на то, что эти бюсты были разрушены во время Второй Мировой войны, они не были воссозданы, а лишь установлены памятные доски о перемещении их в Вальхаллу. Однако памятник Людвигу I имеется и Вальхалле, и в Ruhmeshalle.
Проплывая на пароходике по Дунаю в окрестностях Регенсбурга, путешественники открывают для себя удивительное зрелище. На высоком берегу реки возвышается монументальное здание в лучших традициях античного искусства. Беломраморный храм спускается своими широкими лестницами (358 ступенек) к Дунаю и как бы призывает: заходи, здесь ты приобщишься к героическому, вечному и высокому! И его призывы вас не обманывают: это Валхалла — пожалуй, самый могучий и красивый памятник долгой и величественной германской истории.
Вообще, Валхалла в ее исконном значении, согласно мифологии древних германцев, — это то место, где после смерти обитают герои и полубоги. По легендам, представляет из себя гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль.
Но вернемся к нашему пантеону. Обычай увековечивать память своих знаменитых соотечественников происходит из средневекового Рима. Там для этих нужд был приспособлен возведенный еще в античные времена Пантеон, в котором нынче захоронены великие сыны Италии: короли, Рафаэль, композитор Корелли и другие.
Аналогичное сооружение было воздвигнуто и в Париже бредившим античностью Наполеоном. Ничтоже сумняшеся, он тоже назвал его Пантеоном. Там покоятся писатели Вольтер, Дюма, Гюго и Золя, художник Давид, знаменитые ученые и политики.
Германия не желала отставать от остальной Европы, и сразу после наполеоновских войн появилась идея создания чего-то похожего, но еще более величественного. В первой половине XIX века в немецком обществе была необычайно актуальна идея объединения страны из разрозненных княжеств в единое мощное государство. Немцы осознавали себя как единую нацию, а нация требовала символов своей тысячелетней истории. Мысль о создании пантеона великих немцев пришла в голову баварскому королю Людвигу I. По мысли Людвига его Вальгалла должна была стать памятником величайшим представителям Германии за 1800 лет, начиная с битвы в Тевтобургском лесу в 9 г н. э. Еще будучи кронпринцем, он обдумывал эту идею, но воплощать ее в жизнь ему пришлось уже после вступления на престол. Людвиг I поручил постройку мемориала своему любимому архитектору Лео фон Кленце, в те времена превращавшему Мюнхен в «Афины на Изаре». Своему преклонению перед памятниками античности Лео фон Кленце был верен и на сей раз: образцом для Валхаллы он избрал афинский Парфенон. В предверии образования Германской Империи в 1871 г., «немецкий» был синонимом «германского», поэтому в зал были включены представители готов, лангобардов, англосаксов, франков и швейцарцев.
Строительство началось в 1830 году и, через 12 лет было закончено. Прекрасный дорический храм вознесся на берегу голубого Дуная. На церемонии его открытия, 18 октября 1842 года, в 29-ю годовщину великой «Битвы народов» под Лейпцигом, король Людвиг I сказал, что этот монумент должен напоминать всем немцам, где бы они ни жили, о том, что у них есть единая Родина и единая история, которой стоит гордиться. При открытии Зала Вальхаллы там было 96 бюстов и 64 мемориальные доски для людей, чей портрет или описание не были доступны, чтобы моделировать скульптуру. Главным критерием для включения первых 160 человек, увековеченных в Зале, Людвиг выбрал их принадлежность к германской культуре, поэтому там были представители Швеции, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании, Нидерландов, России, Швейцарии и государств Прибалтики.
От подножия холма поднимаются 358 мраморных ступеней к массивному, выведенному в виде террасы фундаменту храма. Все здание имеет 138 м длины, 91 м ширины и больше 60 м высоты. Самый храм, при длине в 74 м, имеет в ширину 35 и в высоту 25 м. Он построен из унтерсбергерского светло-серого мрамора и покоится на 62 полых дорических колоннах. Передний фасад украшает колоссальная фигура Германии, с 16 символическими изображениями, знаменующими восстановление германского отечества после войны за освобождение, а задний фасад — 15 фигур, с Арминием в середине, изображающих поражение римлян херусками. Внутренность храма, получающего свет через отверстия в богато украшенном бронзой и золотом потолке, представляет продолговатый четырехугольник, разделенный на три отделения, из которых в среднем находятся две сидящие, а в обоих боковых — две стоящие богини победы из каррарского мрамора, изваянные Раухом. Кругом стены тянется мраморный фриз, представляющий в рельефах картины из жизни древней Германии, до введения христианства Бонифацием. Под фризом у стены поставлены на консолях и постаментах 163 мраморных бюста героев Валгаллы, знаменитых немцев, в два ряда, один под другим. Имена же тех (64), от которых не сохранились портреты, изображены золотыми буквами на стенах или на фризе.
Число «обитателей» Валхаллы постоянно пополняется. В 2003 году сюда был помещен бюст Софи Шолль, участницы антигитлеровского Сопротивления. Каждый год добавляет по одному имени: в 2007 году в Валхалле увековечен великий математик Карл Гаусс, в 2008 году сюда «поместят» Эдит Штайн, монахиню и философа, а в 2009-м — поэта Генриха Гейне.
В Валхалле представлено мало женщин — всего 11 бюстов. Хотя Людвиг I, с нетипичной для того времени толерантностью, говаривал: «Путь сюда не закрыт никому, и женщинам в том числе. В Валхалле все равны, после смерти все земные различия превращаются в ничто!» Но то, что в число этих немногих женщин вошла русская императрица Екатерина II, вселяет в нас законную гордость.
В Мюнхене в дальнейшем (1853 год) был создан дополнительный Зал Славы Баварии — «Ruhmeshalle München». Девять из баварских памятных знаков впоследствие сделаны и для Вальхаллы. Несмотря на то, что эти бюсты были разрушены во время Второй Мировой войны, они не были воссозданы, а лишь установлены памятные доски о перемещении их в Вальхаллу. Однако памятник Людвигу I имеется и Вальхалле, и в Ruhmeshalle.
По материалам: www.weltreport.de
Статья
Фотографии 10
Карта
Комментарии