Мост Свободы (мост Франца Иосифа)
Будапешт — Мост Свободы с картой
Большинство специалистов считают, что мост Свободы (мост Франца Иосифа) в Будапеште – наикрасивейший консольный мост во всем мире.
Статья
Фотографии 4
Комментарии
Многие большие европейские города стоят на крупнейших реках. Однако символы этих городов редко связаны с их водными артериями. Действительно, Париж у всех ассоциируется с Эйфелевой башней, Страсбург – с Кафедральным собором, Венеция – с площадью Сан Марко. Даже символом Будапешта является, скорее всего, здание парламента. Но вряд ли кто-либо из исследователей будет оспаривать тот факт, что мосты – это все же знаковые архитектурные сооружения. Ведь они не только служат важными транспортными путепроводами, но и зачастую обладают немалой исторической и культурной ценностью. На фоне остальных европейских столиц Будапешт выделяется своими мостами. И хотя их тут не так уж и много – всего восемь (в Париже, например, больше двадцати), и выглядят они не так вычурно, как знаменитый венецианский Реальто, зато подкупает их целостность и законченность как одной архитектурной группы.
Мост Свободы
Посмотреть другие фото к статье »
Мост, который был построен к тысячелетнему юбилею Венгрии, получил название моста Франца Иосифа, по имени правившего тогда императора. Монарх лично присутствовал на торжественной церемонии открытия и даже собственноручно забил последнюю символическую заклепку в опору моста. Правда, самодержец в то время был уже в преклонном возрасте, и орудовать тяжелой кувалдой ему было не под силу, поэтому задача была облегчена – после нажатия кнопки заработал огромный паровой молот, и заклепка, отлитая из серебра, прочно засела в стальном гнезде.
Мост Свободы — самый венгерский из Будапештских мостов
Посмотреть другие фото к статье »
Большинство специалистов считают, что мост Свободы – наикрасивейший консольный мост во всем мире. Имя, которым называют мост в наши дни, досталось ему после окончания Второй мировой войны. Немцы уничтожили все сооружения, соединявшие берега Дуная в пределах венгерской столицы. Правда, позже советские инженеры восстановили практически все мосты в их первозданном виде. Мост свободы можно считать самым старым будапештским мостом, но не самым первым. Дело в том, что только при его реконструкции использовались фрагменты пролетов, поднятых со дна реки. Операция по их поднятию была весьма сложна в техническом плане, однако прошла успешно. Исправление элементов конструкции, разорванных на части взрывом, производилось на месте, некоторые детали пришлось заменить элементами других мостов, другие изготавливались с нуля по чертежам полувековой давности. Монтаж их проводился на берегу, после чего плавучие краны поднимали части конструкции, весившие около 50 тонн, и перемещали в середину центрального пролета, где они закреплялись. Все жители Будапешта внимательно следили за ходом работ, терпеливо ожидая, когда же вновь откроется красивейший столичный мост. Открытие не заставило себя долго ждать: 20 августа 1946 года мост был введен в эксплуатацию.
Ну а с чего же началась история этого многострадального сооружения? А начало было положено объявлением международного конкурса, победу в котором одержали инженеры из Венгрии. Лидировало несколько венгерских проектов, но окончательный выбор комиссии пал на архитектора Яноша Фекетехази, который изначально занимал второе место. Мост Франца Иосифа считается первым воистину венгерским: разработкой и постройкой двух предыдущих будапештских мостов занимались иностранные специалисты, и даже сами конструкции были собраны за рубежом и только потом привезены в Венгрию, а этот мост и проектировали, и строили исключительно венгры. Его длина составляет почти 334 метра, а ширина – более 20 метров. Металлоконструкции, для соединения которых было использовано десятки тысяч заклепок, весят около 4900 тонн.
Проезжая часть была выложена деревянной брусчаткой, тротуары же были асфальтированы. Из 68 ламп, установленных на мосту, 48 работали на газу. С обеих концов мост охранялся таможенными домиками. Весной 1898 года на мосту было открыто движение трамваев: рельсы были проложены вдоль тротуаров, а электропитание подавалось снизу, с самих рельс. Верхней контактной дугой здешние трамваи обзавелись лишь в начале 1920-х годов, а перенос трамвайных путей на середину проезжей части состоялся в 1938 году. В 1928 году мост впервые увидел автобусы. А в 1922-26 годах неподалеку от моста постоянно базировался гидроплан, осуществлявший регулярные рейсы в Балатон. По другую сторону от моста располагался так называемый Дунайский бассейн, где в знойные летние деньки отдыхали изнывающие от жары горожане. Также с мост одно время был местом проведением одного весьма интересного ритуала, который в наши дни уже не актуален: ежегодно 1 апреля в воды Дуная люди бросали ненужные предметы обихода. Правда, летящие вниз шкафы или серванты видеть не приходилось, но я однажды лично наблюдал, как юноша швырнул с моста гитару, видимо не освоив тонкостей игры на этом инструменте.
Иногда по особым случаям движение транспорта по мосту Свободы перекрывают для того, чтобы устроить на нем народное гуляние. 1 мая 2004 года, когда Венгрия стала членом Евросоюза, мост покрыли ковром из травы, что привело жителей столицы в неописуемый восторг.
Годы летят и берут свое, не щадит время и самый старый будапештский мост, вскоре его ожидает капитальный ремонт. Вместе с открытием обновленного моста рядом с ним должна открыться новая станция столичного метрополитена.
Автор Андрей Гецевич
Статья
Фотографии 4
Комментарии