Маннекен Пис — бунтарский дух Бельгии
Для многих крупных городов сложно определить однозначно, какой памятник или здание может с ним ассоциироваться. Взять, к примеру, столицу Туманного Альбиона. Можно часами спорить, что является ее символом – Биг Бен, Тауэрский мост или красный лондонский автобус. Упомянутые выше Кремль и Эйфелева башня сооружения, бесспорно, знаковые для своих городов, но все же неодушевленные. А Писающий мальчик – живой, практически полноправный брюсселец.
И вроде бы ничего примечательного в этом мальчугане нет – ну писает на глазах у восхищенной публики, ну и что? А ведь знаменит на весь мир! Благодарить за это он должен своего «отца», Жерома Дюкенуа, отлившего скульптуру в далеком 1619 году. Так что уже почти 400 лет маленький мальчик из бронзы собирает вокруг себя толпы туристов.
Среди бельгийцев довольно много франкоговорящих, но к французам они себя никак не относят. Исторически так сложилось, что у Франции и Бельгии всегда были натянутые отношения; не раз вспыхивали конфликты. Так, в конце XVII века Людовик XIV приказал обстрелять Брюссель, используя всю находящуюся в наличии артиллерию. Тогда нашему Писающему мальчику крупно повезло – горожане заранее спрятали его. После того, как обстрел завершился, скульптура вернулась на пьедестал, который с той поры украшала надпись: «EXHALTAVIT ME, ET NUNC EXALTAVI CAPUT MEUM SUPER INIMICOS MEOS», что переводится как: «На каменный пьедестал вознесен я и главой своей возвышен над врагами моими». Правда, позже эти слова по неизвестным причинам решили стереть.
XVII век для Европы – тяжелое время. Тридцатилетняя война унесла множество человеческих жизней, многие города стояли в руинах. Но Брюссель остался цел и невредим – все беды, за исключением, пожалуй, вероломного артобстрела, его миновали. Говорят, это Пис защитил столицу, на своем примере демонстрируя, как надо относиться к неприятелю.
Горожане очень гордятся своим талисманом, хотя и не любят это демонстрировать. Любой брюсселец с удовольствием объяснит вам, как добраться до скульптуры, но непременно вставит: «Что на нем, свет клином сошелся, у нас, между прочим, столько замечательных музеев!». Помимо горячей любви к Писающему мальчику, жители столицы проявляют к нему искреннее уважение, считают настоящим национальным героем. Так что если у вас сложилось мнение, что мальчуган – просто прикольная скульптура пацана, справляющего нужду, то держите лучше его при себе.
Несмотря на столь почтительное уважение, судьба Писающего мальчика складывалась не всегда удачно. Его и крали, и разбивали. При пропаже главного городского символа люди начинали не на шутку паниковать, а полиция становилась на уши. Немало имен в списке осквернителей национального героя, но они не стоят того, чтобы их упоминать.
Экскурсоводы обычно не скрывают тот факт, что бронзу, из которой первоначально была отлита скульптура, уже неоднократно обновляли.
![](/_upload/Image/mannekens.jpg)
Для многих ценителей старины это является решающим фактором. Наиболее радикально настроенные граждане, я уверен, без зазрения совести однозначно будут утверждать: «Подделка!». Господа, прошу не мыслить плоско. По этому поводу есть замечательная притча про корабль, который долго стоял пришвартованный в порту и со временем начал гнить. Его части постепенно заменяли – то одну доску, то другую. И через некоторое время оригинальных частей в корабле не осталось. Отсюда вопрос: так это тот же самый корабль или новый? И вопрос этот риторический. Так и наш славный мальчуган – он больше, чем что-то материальное, он – часть культурного наследия, и в каком бы виде не дошел до наших дней – будет оставаться символом и героем своего города. Брюссель и Писающий мальчик – уже давно одно целое, они неотделимы друг от друга – город и его самый старый житель.
Мы привыкли видеть Писа нагишом, но в свое время его пытались приодеть. В XVIII веке Брюссель оккупировали французы. То ли слишком воспитанные попались, то ли солнце голову напекло, но показалось им, что Писающий мальчик посреди города вроде как неприличное зрелище – тут же люди ходят, надо исправлять. Было решено посадить вокруг скульптуры кустарники, скрыть ее от посторонних глаз. Но брюссельцы дружно стали на защиту своего талисмана и вступили врукопашную с вконец обнаглевшими оккупантами, не обошлось без жертв.
Слухи о кровопролитии в бельгийской столице дошли до Людовика XV. Король, мудро все рассудив, стал на защиту горожан. Но государю не престало извиняться, да еще перед жителями захваченного города. Поэтому для разрешения конфликта в Брюссель прислали форму гвардейца и надели ее на мальчика. Правда, в штанах пришлось проделать дырочку, ведь Пис даже в столь презентабельном виде свое дело прекращать не думал.
Государь помимо этого жаловал малютке титул маркиза, тем самым сделав его дворянином, и подписал указ о награждении его орденом Людовика Святого. С этого момента французские солдаты, согласно Уставу, вынуждены были отдавать честь мальчугану.
Говорят, что помимо французского короля звания и титулы в разное время Писающему мальчику присваивали баварский герцог Максимилиан, королева Изабелла и многие другие августейшие особы. Но в какой наряд не одевали Писа, неизменным всегда оставалось одно – отверстие в штанишках.
Вручать мальчику костюмы уже давно стало хорошей традицией, его гардеробу можно позавидовать – за все время там накопилось уже более семи сотен различных нарядов. Среди них есть и казачья форма, и даже скафандр космонавта – дырочка присутствует везде.
Вопрос о дарении очередного костюма решается с городскими властями. Скульптуру накрывают пологом и под ним ее наряжают. Элементы одежды на мальчонку не натягивают, а просто аккуратно накидывают сверху, чтобы смотрелось натурально.
Обычно из Писающего мальчика вытекает вода со скоростью около пятидесяти литров в час. Но иногда по особым случаям в систему пускают пиво или сидр. Обычно когда туристы слышат про это, в их глазах читается недоверие. Но это истинная правда!
Мне самому несколько раз доводилось пить это пиво, и поверьте – качество у него отменное. Скорость, кстати, в этих случаях возрастает и достигает ста литров в час. Дело не в том, что пиво обладает большей текучестью, просто давление увеличивают и струйка переливается за ограждение. Недалеко находится сувенирная лавка, в которой в такие дни пивные кружки – самый ходовой товар. Вокруг халявного напитка возникает настоящий ажиотаж, так что получить кружкой по голове проще простого.
Очевидно, что Пис с пивом расстается не просто так. Подобные мероприятие специально заказывают по особенным случаям, и стоит это, будьте уверены, немало. Кстати, если пиво вам не по вкусу, Писающий мальчик с удовольствием предоставит вам вино. За отдельную плату, разумеется.
Девочка
Мало кто знает, но в Брюсселе также есть скульптура писающей девочки. Установили бронзовую подругу Писа в 1987 году, а расположена она совсем рядом – буквально через пару кварталов от Писающего мальчика. Феминистки были в восторге: наконец-то многовековая несправедливость исправлена. Под девочку принято кидать монетки; средства, собранные таким оригинальным способом идут на благотворительность.
У девчушки тоже есть имя – Janneken, для русского уха это звучит как «Жанночка». Кстати, имя созвучно с прозвищем мальчика: Manneken Pis. Причем слово «manneken» сначала именем не являлось, в переводе с фламандского оно означает «маленький мальчик». Современное слово «манекен» тоже пошло оттуда, манекенами раньше называли небольших кукол, на которых кутюрье надевали свои наряды.
Но раскрутить Писающую девочку так и не удалось. Пис оставил свою бронзовую подругу в своей авторитетной тени. Оно и понятно, символ, веками украшавший столицу Бельгии всегда был и остается у всех на слуху, и перебить его практически невозможно, да и нужно ли это кому? Так что не судьба быть девочке звездой. Да и феминистки быстро поумерили свой пыл: в один прекрасный день они вдруг решили, что скульптура, оказывается, унижает женское достоинство.
За свое сравнительно недолгое существование девочка успела обзавестись врагами. Причем невзлюбили ее весьма серьезно – периодически Жанночка то без руки остается, то без ноги, то голову ей плохие люди спилят. Решено было тогда в целях безопасности посадить девочку за решетку, обезопасить от общества, так сказать. В такой ситуации, ясное дело, не до справления естественных нужд – целых два года сдерживалась. Сейчас, правда, опять журчит струйка – привыкла, видимо.
Собака
Неподалеку от Писающего мальчика и девочки в 1999 году установили скульптуру собачки, тоже писающей. Имя песику дали опять же созвучное: Зиннеке. Происходит оно от названия реки Зинн, протекавшей раньше в центре Брюсселя. Город разделялся ей на 2 части: один берег населяла верхушка общества – вельможи и просто состоятельные люди, другой берег, что пониже, был застроен ветхими хибарами бедноты. Позже река была пущена по трубе под землей, но слово в языке сохранилось – сегодня коренные жители столицы с гордостью называют себя зиннеке.
Собачка пока не успела обзавестись титулами, да и не нужны они дворняге. В этом и заключается замысел создателя скульптуры, Тома Францена. Через Зиннеке, в которой смешаны несколько пород, он хотел показать объединение представителей различных народностей и культур, живущих в Брюсселе. В столице широко распространены оба государственных языка и частенько можно услышать «барбансон» — это симбиоз голландского и французского — больше нигде в Бельгии такого смешения нет.
Так а откуда мальчик? Существовал ведь?
Действительно, не просто так же он появился ни с того ни с сего. Говорят, когда Брюссель находился под очередной осадой, группа предателей, переметнувшихся на сторону врага, решила устроить диверсию. Задумали они устроить поджог, целями выбрали главные городские объекты – оружейные и продовольственные склады, здание муниципалитета. Для осуществления сего коварного плана подготовили соломенные жгуты, которые были протянуты в нужные места. Чтобы город заполыхал, требовалось поджечь только небольшой стожок, в котором они сходились воедино. Но наш славный пацаненок, Жюльен вроде звали его, вечерком прогуливался, ну и приспичило его, да на тот самый стог. Много злодеи спичек перевели, но все впустую – солома гореть не желала. Вот так естественная нужда спасла столицу Бельгии.
Есть еще одна история. У богатого вельможи пропал его единственный сын. Три дня упорных поисков ни к чему не привели. Тогда убитый горем отец стал молить Бога и поклялся, что если ребенок отыщется, то он его увековечит в бронзе, а скульптуру передаст городу. Через пару минут заглядывает папаша за угол, а там его сынишка невозмутимо справляется на соседский забор. Клятву, как видим, отец малыша сдержал.
Но есть легенда еще более потрясающая. Давным-давно правитель одного из соседних герцогств, Брабанта, кажется, взял Брюссель в осаду. И по известным только ему самому причинам этот самый герцог решил взять с собой на войну своего малолетнего сына. Причем сынишка страдал недугом – не мог нормально по нужде сходить.
Во время штурма города герцога убили и агрессоры, лишившись командующего, начали отступать. Защитники кинулись вдогонку. Брабантские войска поравнялись со своим обозом, в котором остался сын сгинувшего в бою предводителя. И перед ними открылась чудесная картина: нянечка, чуть ли не танцуя, радостно вопит: Mannekеn pist! Ну то есть писает пацан в кои то веки.
Приподняв полог палатки, нянечка продемонстрировала отступавшим сие впечатляющее зрелище. И оказалось, впечатление действительно было произведено. Войны, увидевшие довольного, жизнерадостного ребенка, который весело хохотал pist’ал прямо в свою кроватку, поняли, что у Брабанта есть будущее. В общем, боевой дух был поднят, брюссельцы получили хороший нагоняй, и город в конечном итоге был взят.
И это далеко не все версии происхождения Писа. На сайте городского музея размещены еще много занимательных легенд. Кстати, никто не мешает вам придумать свою историю – если она получится интересной, ее тоже опубликуют.
Автор Андрей Гецевич