«Ночной Дозор». Ночной ли?
Если Вам посчастливится приехать в Амстердам в составе туристической группы, очень вероятно, что отправным пунктом для первой экскурсии станет небольшая площадь, расположенная недалеко от центра города – площадь Рембрандта. Еще с 10 лет назад здесь все выглядело совсем по другому, но к 2006 году перед голландцами стояла ответственная задача – достойно представить перед туристами Родину, пожалуй, своего самого именитого художника – исполнялось 400 лет со дня рождения гения...
Статья
Фотографии 3
Справка
Комментарии
Если Вам посчастливится приехать в Амстердам в составе туристической группы, очень вероятно, что отправным пунктом для первой экскурсии станет небольшая площадь, расположенная недалеко от центра города – площадь Рембрандта.
Еще с 10 лет назад здесь все выглядело совсем по другому, но к 2006 году перед голландцами стояла ответственная задача – достойно представить перед туристами Родину, пожалуй, своего самого именитого художника – исполнялось 400 лет со дня рождения гения. Авторами скульптурной группы, увековечивающей самую известную картину Рембрандта «Ночной Дозор» стали А. Таратынов и М. Дронов (Россия). Бронзовые фигуры, правда, расположены несколько не в той последовательности и положениях, как на картине, зато теперь можно получить отличную фотографию, увековечив себя среди стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха.
Итак, история. За окном 1638 год. В Амстердам приезжает королева Франции Мария Медичи. Естественно, город «прихорашивается» перед пышными торжествами, устраиваемыми в честь венценосной персоны. Корпорация стрелков приняла решение украсить штаб-квартиру групповыми портретами. В корпорацию входило 6 рот, соответственно и заказы получили 6 амстердамских художников. Рембрандту досталось описывать роту капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, как в последствии утверждают исследователи, состоявшую из шестнадцати человек.
Стрелки времен Рембрандта это уже не те стражники-вояки, которые за несколько десятилетий до этого были оплотом, защищавшим страну от испанского нашествия. Теперь эти стрелковые сообщества практически поголовно представлены богатыми гражданами, мало что знающими о боевых действиях. Но законы жанра обязывают… И Рембрандт добавляет в полотно необходимее атрибуты героики: развивающиеся флаги, барабанный бой, мушкеты и т.п.
До начала XVIII века картина находится в штаб-квартире корпорации, однако с распадом этого объединения полотно переносят в городскую ратушу. Возникла лишь одна проблема: размеры картины (363 на 437 см) превышали размеры той ниши, которую под нее отвели. Так «Ночной Дозор» понес первый урон. Холст был обрезан со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа). Тремя персонажами при этом пришлось пожертвовать. Все эти утверждения делаются опираясь на копию копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса), хранящююся в Национальном музее в Лондоне. Так на данной копии можно увидеть еще две фигуры и полуобрезанного барабанщика (крайний слева).
До признания оставались считанные годы, но именно эти годы полотно испытало многое. Повешенное напротив камина, оно подвергалась ежедневному загрязнению от дыма и копоти. Неудивительно, что через несколько лет голландскому же живописцу Ван Дейку поручают чистку и реставрацию полотен ратуши. Именно он после детального изучения находит в углу картины знаменитые «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт» — подпись ван Рейна). Именно Ван Дейку мы должны быть благодарны за открытие первой и, наверное, самой главной тайны картины – «дневного» Дозора. После снятия слоя копоти и грязи выяснилось, что события, описанные на холсте, происходят вовсе не ночью, а при ярком дневном свете…
Дальше? А дальше, как обычно бывает в таких случаях, картину начали изучать. И чем больше ей занимались, тем больше вопросов появлялось. Профессиональные искусствоведы смогут рассказать Вам более чем о 100 загадках, связанных с данным полотном. Мы упомянем лишь некоторые из них.
«Групповой портрет». В XVII-XVIII столетиях групповой портрет весьма популярен в Голландии. Любое мало-мальски серьезно объединение считало обязательным заказать такой холст и держать его на самом видном месте. Так, например, одна из картин, сделавших Рембрандта знаменитым и востребованным художником – портрет врачей, слушающих лекцию – «Урок анатомии доктора Тульпа». Нужно отметить, что столь массовый жанр регламентировался определенными законами. Каждый из членов какой-либо гильдии обязан был заплатить равную сумму создателю будущего портрета. Это позволяло увековечить всех с одинаковой тщательностью и никому не отдавать приоритета в композиции полотна. В групповом портрете практически отсутствовало понятие «персонаж на заднем плане». Статичность и даже каноничность вынуждала мастеров писать скучные и по-своему невыразительные картины. Лишь малой толике живописцев удалось, соответствуя данным канонам, писать по-настоящему шедевральные портреты.
Рембрандт же успел «натворить» столько всего, что неудовольствие заказчика стало лишь малой платой за его «художества». На картине можно в деталях рассмотреть всего несколько человек – капитана, лейтенанта и пару стрелков на переднем плане. Остальные либо загорожены, либо вовсе находятся на заднем плане. Из 28 человек, изображенных на полотне лишь 18 относятся к роте: этому свидетельствуют их имена, записанные на колонне. Кто же остальные 10? И 10 ли? Теорий множество. Вот пара из них: посчитать персонажей на картине достаточно сложно – в разных источниках Вы встретите разные цифры – 28, 32, 34… Причиной этому является оригинальная компоновка группового портрета. Почему только 18 человек относятся к роте? Скорее всего, часть стрелков так и не оплатила Рембрандту его услуги, исключить их портреты он уже не мог, но вот «отомстить», оставив безымянными тенями, запросто.
Наиболее интересную теорию выдвинули уже в XX веке: анализ картины позволяет предположить, что запечатленная на картине группа людей лишь малая часть большого потока или толпы. Это подтверждают десятки факторов: и боковое пространство по сторонам основной группы, и дополнительные фигуры, абсолютно чуждые групповому портрету и так четко подчеркивающие «массовость» идеи. Искусствоведы предложили концепцию, что на картине приведен фрагмент большого марша, один моментальный снимок группы в большой толпе. Чем не выход на парад в честь приезда Марии Медичи?
«Саския???»
Одной из самых сложных загадок ночного дозора считается изображение маленькой девочки в золотом наряде. Среди специалистов нет уверенности, для чего Рембрандт привнес этот образ в, казалось бы, групповой портрет. Есть лишь одна уверенность – девочка, сделанная световым центром полотна, здесь совсем неслучайно. Иные художники нашли в лице ребенка некон сходство с любимой женщиной и настоящей музой гения – Саскией. Так родилась уверенность, что ребенок стал «вкраплением» личного в заказную работу художника (нужно помнить, что начинал «Дозор» Рембрандт счастливым семьянином, а завершал уже безутешным вдовцом). Возможно, перед нами последний портрет Саскии.
По другой версии эта девочка может быть обычной торговкой, предлагающей провизию наступающему отряду – правда, ее одеяние при этом вызывает бурные споры. По третьей – это вообще талисман отряда. Вариантов – море. Уверенности — никакой…
Рембрандт создал удивительную картину. Картину, открывающую перед исследователями больше вопросов, чем ответов, картину, ключ к которой, возможно, подберут в будущем исследователи жизни гения.
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме.
Рембрандт ван Рейн. "Ночной дозор"
("Выступление отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока")
1642 г. Холст, масло. 363 х 437 см
Рийксмузеум, Амстердам
EVG
Статья
Фотографии 3
Справка
Комментарии